ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Certificate
Инфографика как инструмент визуализации учебной информации. Методические аспекты применения инфографики
Использование техник графического отображения учебной информации.
Методическое обеспечение Основное общее образование Учебная деятельность Начальное общее образование Среднее общее образование до 1 часа
Хит
Certificate
Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность, методы и приёмы формирования, показатели сформированности
Оптимальным подходом является педагогика сотворчества
Методическое обеспечение Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Учебная деятельность до 1 часа
Популярное Хит
Certificate
Социальные технологии
Социальные технологии обучения неотъемлемый метод преподавания сегодня.
Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Учебная деятельность Методическое обеспечение до 1 часа Педагогические технологии
Хит
Certificate
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся
Использование активной оценки в процессе получения образования
Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Учебная деятельность Методическое обеспечение до 1 часа
Все медианары

Прочитайте содержание

Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе

Система образования не стоит на месте. С каждым днем развиваются новые технологии преподавания, но одно остается неизменным: урок – это главная форма обучения. Урок являлся основой как традиционной, так и современной школы. За длительность занятия, которое, к слову, составляет 45 минут учебного процесса, школьник успевал запомнить, осмыслить и усвоить большое количество информации. Другими словами, урок является продуктивным отрезком времени, насыщенный чувствами и мыслями совместного труда. За все время своей профессиональной деятельности педагог дает более 25 тысяч уроков, а каждый школьник посещает около 10 тысяч уроков за весь период обучения.

На сегодняшний день все больше преподавателей прибегает к использованию новых методов и приемов обучения, которые способствуют формированию самостоятельности. Школьник учится добывать необходимую ему информацию путем самостоятельного анализа и изучения учебного материала. Также он осваивает способность формулировать гипотезы и умозаключения. Все вышеперечисленное предусматривает наличие у школьника универсальных учебных способностей, которые смогут обеспечить организацию учебной деятельности.

Итак, урок в современном понимании подразумевает учебный процесс, соответствующий всем требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с достойным уровнем образовательной подготовки и владеющего способностью к социализации в других, отличных от школьной среды, образовательных условиях. Качество урока интересует всех субъектов учебного процесса, начиная с администрации, заканчивая родителями ученика.

Что же влияет на эффективность занятия?

Степень эффективности занятия напрямую зависит от стиля преподавания учителя, личностных качеств педагога, а также от личностных качеств самых учеников. Каждый урок отличается от других уроков, так как у каждого урока имеется свое отличие.  Несмотря на мастерство преподавателя и его квалификацию, на занятии также должна проявляться его грамотность:

  • учитель должен знать, что влияет на успешное проведение занятия;
  • учитель должен уметь распланировать урок, провести его в информативной форме и проанализировать учебный материал;

«Эффективность» в переводе с латинского обозначает «результат» либо «выполненное действие».

Эффективность урока является его результатом, то есть степенью освоения учебного материала школьниками. Преподаватель должен использовать новейшие методики преподавания, чтобы ученики поняли доносимую до них информацию. Если понимания в классе нет, то урок можно считать не эффективным. Также на уроке должен быть охвачен весь запланированный объем работы. Учащиеся же в свою очередь в течении занятия должны использовать необходимые навыки и знания.

Перед уроком стоит четко сформулировать цель его проведения. Определить, что хочет донести преподаватель до учеников. Затем определить средства достижения цели, а потом остановиться на способе проведения урока.

Цель урока должна быть точно определена. Также должна указываться средства, которые использует педагог для достижения этой цели. В основном эти средства переводятся в дидактические задачи.

Чтобы урок прошел успешно, стоит обратить внимание на следующие пункты:

  1. Точно определить цель, тему и тип проведения занятия
  2. Должным образом отнестись к выбору учебного материала. Другими словами, это значит установить объем и определиться с содержанием. Провести связь с уже изученным материалом, а также подготовить дополнительный материал для дифференцированной работы. Задать домашнее задание.
  3. Определиться с приемами преподнесения информации. В течении занятия обращаться к разным видам деятельности.
  4. Установить форму контроля.
  5. Установить темп проведения урока. Распланировать занятие поэтапно.
  6. Определить каким способом будут подводиться результаты изученного.
  7. Обратить внимание на количество домашней работы. Определить его объем и форму.

Для планирования урока в рамках ФГОС необходимо учитывать критерии, которые влияют на эффективность урока. Такими критериями являются:

  • использование мыслительной деятельности во время урока;
  • создание комфортной атмосферы на занятии, а также обеспечение эмоциональной причастности ученика к своей деятельности и деятельности одноклассников;
  • проявление интереса на уроке;
  • проявление самоконтроля учащихся в течение занятия;
  • предоставление возможности самостоятельно выполнять задания, а также обеспечивать творческими заданиями;
  • достижение запланированных целей;

Во время урока активная мыслительная деятельность ученика может проявиться при выполнении следующих условий:

  • комбинирование разных методов обучения;
  • применение проблемного обучения на практике;
  • правильная организация занятия;
  • использование наглядных пособий для лучшего усвоения материалы;
  • визуальное сопровождение учебного материала. Это могут быть презентации и видео по изучаемой теме;

Комбинирование разных методов обучения. После тщательного изучения учебного материала, преподаватель должен определить метод преподнесения информации. Для успешного проведения занятия, учитель должен активизировать как познавательную, так и творческую деятельность, учитывая ограниченность во времени.

Применение проблемного обучения на практике. Проблемное обучение представляет собой процесс, при котором учитель создает трудную ситуацию, и ждет от учеников предложений по ее решению. Такой прием призван побудить ученика к действию, а также активизировать его умение творчески подходить к решению проблемы. Использование такого приема на практике, позволит ученикам не только успешно усвоить пройденный материал, но и смотивирует проявлять еще большую активность на занятии.

Правильная организация занятия. Другими словами, это правильно распланированный урок, с учетом регламентированного времени занятия. Главной целью является активное взаимодействие с классом, вовлечение учеников в дискуссию. Для этой цели используются различные опросы. Сначала вызываются несколько учеников, им задаются вопросы, и они пишут ответы на них на доске. В это время оставшиеся ученики работают на своих рабочих местах с индивидуальными карточками, в которых содержится задание. Затем все ученики начинают участвовать в учебном процессе, исправляя и дополняя друг друга. Такой вид работы называется фронтальная беседа.

Использование фронтального опроса или беседы помогает учителю показать на практике актуальность уже изученного материала, а также улучшить усвоение информации. Такой вид работы выявляет теоретические пробелы в знаниях и восполняет их в течении урока.

Чтобы избежать излишней формальности в проведении фронтального опроса, вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы учащийся, отвечая на них, смог проявить свое творческое мышление и показать истинное знание предмета. Таким образом при ответе на заданный вопрос, ученик не только объясняет свой ответ, но и обосновывает его, основываясь на теории.

Использование наглядных пособий для лучшего усвоения материала. Применение наглядного сопровождения учебного материала не только привлекает внимание к изучаемому, но и влияет на процесса запоминания. Правильное использование наглядных пособий облегчает понимание, а также сокращает время на изложение материала в устной форме. Для того, чтобы правильно использовать наглядное пособие, необходимо учесть ряд требований:

  • показывая наглядное пособие, нужно подробно объяснять, какую информацию оно в себе несет, а также сделать акцент на главной и второстепенной информации;
  • следует использовать наглядное пособие фронтально;
  • наглядное пособие должно быть использовано повторно для закрепления материала;
  • оставить некоторое время для учеников для самостоятельного изучения пособия;

Визуальное сопровождение учебного материала. Презентации и видео по изучаемой теме; Использование дополнительных материалов для лучшего усвоения информации, например, таких, как презентации, видео или документальное кино, упрощают понимание школьного материала. Глядя на визуальное сопровождение, ученики проводят аналогии с уже изученным, тем самым дополняя и расширяя свое понимание темы.

Создание комфортной атмосферы на занятии и эмоциональной принадлежности ученика к учебному процессу. Любая пережитая неудача является хорошим стимулом для достижения цени. Когда ученики переживают, что у них что-то не получается на уроке, то эти переживания еще больше мотивирует их, так как этот процесс стимулирует развитие интеллекта.

Чтобы занятие прошло успешно, преподавателю стоит обратить внимание не только на качество преподаваемого материала, но и на другие составляющие образовательного процесса. Одним из важных факторов является создание психологического комфорта учащихся на уроке.

«Психологический комфорт» можно определить следующим образом:

  • это ощущение комфорта или удобная обстановка
  • это совокупность психологических условий, которые способствуют развитию личности;
  • это условие продуктивной работы, целью которого является создание социальной среды для успешного развития ребенка;

Если ученику по какой-то причине некомфортно на занятии, то он теряет интерес к дисциплине, которая сопровождается отсутствием активности на занятии и, как следствие, снижению мотивации. Все это отражается на успеваемости учащегося. Зачастую, те ученики, которые находятся в постоянном стрессовом состоянии, психологически закрыты, и это вызывает определенный дискомфорт. Такие ученики часто не могут проявить себя и свои возможности должным образом. Такое поведение может быть обусловлено как застенчивым характером, так и атмосферой на занятии. Но если атмосфера на уроке благоприятная, то даже самые застенчивые ученики проявляют свои лучшие качества.

Школа – это место, где ребенок реализует свои знания и возможности. Именно в период школьного обучения ребенок формируется как личность, определяет свои истинные желания и заводит друзей. Чтобы ребенок полностью раскрылся и проявил лучшие качества своей личности, на уроке должна царить психологически комфортная обстановка, располагающая к установлению доверительных отношений с преподавателем и одноклассниками. Педагогу стоит обратить свое внимание на обеспечение должных рабочих условий, которые поспособствуют развитию личности и проявления интереса к учебе. Выстраивание теплых отношений с рабочим окружением обеспечит комфортное обучение.

Мотивация познавательной деятельности на уроке

Если учащийся стремится освоить тот или иной предмет, то любая учебная деятельность будет приносить ему удовлетворение и радость, а первые полученные результаты будут еще больше мотивировать на достижение еще больших целей. Каждый раз, преодолевая себя и возникшие неприятные обстоятельства, ученик все ближе походит к намеченной цели. Если учащемуся интересен предмет, то этот интерес формирует положительное отношение к учебной деятельности.

Для того, чтобы мотивировать ученика к проявлению познавательного интереса к образовательному процессу, стоит прибегнуть к различным методам организации учебной деятельности. Это могут быть наглядные пособия, а также индуктивные и дедуктивные методы поиска информации, использование метода самостоятельной работы над заданием.

 Всю группу методов мотивирования можно разделить на две подгруппы: первая подгруппа состоит из методов, которые используют для активизации познавательной деятельности. Вторая подгруппа состоит из методов, которые направлены на формирование у учащихся чувства долга и ответственности.

Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока

Важным элементом в организации учебной деятельности, кроме развития гибкости мышления, также является самоконтроль и самокритика своих действий.  Обладая этими качествами, ученик сможет адекватно оценить свои способности и контролировать выполнение своих обязанностей. Самокритика и самоконтроль будут являться лучшими стимулами для постоянного развития. Ученик будет больше времени уделять самопроверки, а также тщательно изучать и анализировать учебный материал.

Опытном путем доказано, что в процессе получения образования, ученик лишается таких качеств, как самоконтроль и самооценка своих действий. Теперь контроль за выполнением его ученических обязанностей осуществляется учителем.

 Формирование самоконтроля делится на следующие этапы:

  • 1 этап – ученик должен научиться адекватно относится к критике со стороны учителя и научиться адекватно её воспринимать. В свою очередь преподаватель должен показать ученикам, что любой учебный процесс состоит из совокупности двух процессов: передачи учебной информации и проверки уровня усвоения этой информации. Также педагог должен рассказать ученикам о существующих нормах оценки знаний, умений и навыков. Ученик должен знать после какого объема выполненного материала необходим контроль. При выставлении отметки, преподаватель должен объяснить, почему была выставлена именно такая оценка, исходя из установленных норм оценивания знаний.
  • 2 этап – ученик должен уметь анализировать учебную деятельность своих одноклассников. Проверка выполненного задания друг у друга является хорошей практикой по формированию самоконтроля. Всегда легче найти ошибки в работе одноклассника, чем в своей.
  • 3 этап – ученик самостоятельно должен проанализировать свое выполненное задание и оценить его. Такой метод обучение развивает у ученика требовательное отношение к себе и к работе, а также формирует адекватную реакцию на свою работу со стороны учителя. Поэтому самоконтроль и самоанализ являются необходимыми качествами, от которых зависит эффективность обучения.

Использование рефлексии влияет на степень ответственности и организованности учащихся, а также на результативность выполненной работы. Такой метод работы с учениками снижает их зависимость от плохой оценки, и они учатся адекватно оценивать себя и свои силы.

Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке

Самостоятельная работа является одним из ключевых показателей в формировании мыслительной деятельности учеников. Организация самостоятельной работы помогает улучшить обучение и формирует благоприятную почву для более глубоких и прочных знаний, а также выступает средством развития умственных способностей и личностных качеств.

Под самостоятельной работой понимается деятельность, в основе которой лежит непосредственная ответственность ученика за выполнение учебного задания, но под присмотром учителя. Тот ученик, у которого уже сформирован навык самостоятельной работы, всегда собран и организован. Учебный материал усваивается легче и быстрее, а главное такой ученик лучше подготовлен к самообразованию.

Быстрое появление новых сведений является причиной постоянного расширения знаний. Тем не менее самопроизвольное формирование рациональных приемов учения протекает медленно и малоэффективно. Для этого школьника нужно заранее приучать к самостоятельной работе.

По дидактической цели самостоятельная работа делится на работу, которая направлена на:

  • приобретение новых знаний и расширение уже имеющихся;
  • овладение новыми навыками;
  • применение изученных навыков на практике;

При выборе метода самостоятельной работы, преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Такие задания должны быть понятными и иметь четкую цель, а также должны быть интересны ученику. Обычно проявление интереса ученика к выполнению задания зависит от содержания задания и его формы.

Достижение целей урока

Содержание урока является первым фактором, который влияет на результативность проведенного занятия. Вторым, но немаловажный фактом эффективности урока является правильный выбор методов преподнесения информации. Результатом эффективности выступают те знания, которые ученик использует в жизни.

Успешно ли пройдет урок, можно судить по наполненности урока, а также по активности учащихся во время занятия.

Эффективность же зависит от заинтересованности преподавателя в донесении знаний и успешном их усвоении. Учеником можно назвать не того, кого учитель обучает, а того, кто у него успешно учится.

«Ученический блок» складывается из следующих факторов:

  • проявление самостоятельности на занятии;
  • отношение учеников к умственному труду;
  • отношение учеников к учебной дисциплине, преподавателю и своим товарищам;
  • нацеленность учеников на получение знаний и развитие своей личности;
  • проявление заинтересованности в предмете;
  • воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;
  • знание учебного материала и степень его усвоения;

Знать не значит все заучивать. Знать – это значит понимать, осмыслять и запоминать.

Результат эффективной деятельности зависит от ряда факторов:

  • профессионализма преподавателя;
  • знания учебной дисциплины;
  • культуры общения с учениками;
  • любви к детям;

Человек — это наивысшая ценность. Он не должен выступать в роли цели или средства по достижению цели.

Что значит «эффективный урок»? Это прежде всего занятие в комфортной, располагающей к обучению атмосфере. На уроке никто не должен никого бояться, а также преподаватель не должен запугивать своих учеников или проявлять агрессию. Урок — это прежде всего общение человека с человеком, поэтому преподаватель должен быть ориентиром для подражания для своих учеников, уважать их и проявлять культуру общения при выстраивании диалога с ними. На первый план должен выходить нравственный и познавательный мотив. Урок должен быть построен таким образом, чтобы учениками двигал мотив получения знаний, а не получение высоких отметок. Чтобы занятие было эффективным и полезным, педагогу необходимо следовать нескольким правилам по организации образовательного процесса:

  • в полной мере выполнять свои педагогические обязанности;
  • сопровождать педагогические требования инструкцией, в которой прописаны способы выполнения этих требований;
  • предлагать положительную оценку действий;
  • требования преподавателя должны соответствовать уровню развития детей;
  • обратить внимание не на общее требование, а на его детали, так как любое становление личности сопровождается сопротивлением к изменениям.
Прочитать материал полностью
«

Бесплатные медианары для учителей с выдачей свидетельства стали для меня удивительным открытием, так как удивили своим новшеством и оригинальностью. Вся информация структурирована и отличается легкостью в восприятии и непременно пригодится мне в процессе ежедневной деятельности.

Горбунов Тимофей Геннадьевич
Нижний Новгород, прогимназия № 421

«

Бесплатные медианары от вашего портала помогают мне быть в курсе всех педагогических новинок. Я проходила один из них совершенно недавно, но с уверенностью могу сказать, что здесь размещена только правдивая и достоверная информация. Особенно меня порадовало то, что по окончанию медианара я получила официальное именно свидетельство.

Овчинникова Сара Глебовна
Школа № 23 города Ярославля

«

Бесплатные медианары для учителей это еще один способ самообразования. Вся информация легка для восприятия.

Галина Корнилова

«

Бесплатные медианары для учителей с выдачей свидетельства стали для меня удивительным открытием, так как удивили своим новшеством и оригинальностью. Вся информация структурирована и отличается легкостью в восприятии и непременно пригодится мне в процессе ежедневной деятельности. Марина Журкова НСО

Марина Жукова

Оставьте ваш отзыв о медианаре