ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Система образования не стоит на месте. С каждым днем развиваются новые технологии преподавания, но одно остается неизменным: урок – это главная форма обучения. Урок являлся основой как традиционной, так и современной школы. За длительность занятия, которое, к слову, составляет 45 минут учебного процесса, школьник успевал запомнить, осмыслить и усвоить большое количество информации. Другими словами, урок является продуктивным отрезком времени, насыщенный чувствами и мыслями совместного труда. За все время своей профессиональной деятельности педагог дает более 25 тысяч уроков, а каждый школьник посещает около 10 тысяч уроков за весь период обучения.
На сегодняшний день все больше преподавателей прибегает к использованию новых методов и приемов обучения, которые способствуют формированию самостоятельности. Школьник учится добывать необходимую ему информацию путем самостоятельного анализа и изучения учебного материала. Также он осваивает способность формулировать гипотезы и умозаключения. Все вышеперечисленное предусматривает наличие у школьника универсальных учебных способностей, которые смогут обеспечить организацию учебной деятельности.
Итак, урок в современном понимании подразумевает учебный процесс, соответствующий всем требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с достойным уровнем образовательной подготовки и владеющего способностью к социализации в других, отличных от школьной среды, образовательных условиях. Качество урока интересует всех субъектов учебного процесса, начиная с администрации, заканчивая родителями ученика.
Что же влияет на эффективность занятия?
Степень эффективности занятия напрямую зависит от стиля преподавания учителя, личностных качеств педагога, а также от личностных качеств самых учеников. Каждый урок отличается от других уроков, так как у каждого урока имеется свое отличие. Несмотря на мастерство преподавателя и его квалификацию, на занятии также должна проявляться его грамотность:
«Эффективность» в переводе с латинского обозначает «результат» либо «выполненное действие».
Эффективность урока является его результатом, то есть степенью освоения учебного материала школьниками. Преподаватель должен использовать новейшие методики преподавания, чтобы ученики поняли доносимую до них информацию. Если понимания в классе нет, то урок можно считать не эффективным. Также на уроке должен быть охвачен весь запланированный объем работы. Учащиеся же в свою очередь в течении занятия должны использовать необходимые навыки и знания.
Перед уроком стоит четко сформулировать цель его проведения. Определить, что хочет донести преподаватель до учеников. Затем определить средства достижения цели, а потом остановиться на способе проведения урока.
Цель урока должна быть точно определена. Также должна указываться средства, которые использует педагог для достижения этой цели. В основном эти средства переводятся в дидактические задачи.
Чтобы урок прошел успешно, стоит обратить внимание на следующие пункты:
Для планирования урока в рамках ФГОС необходимо учитывать критерии, которые влияют на эффективность урока. Такими критериями являются:
Во время урока активная мыслительная деятельность ученика может проявиться при выполнении следующих условий:
Комбинирование разных методов обучения. После тщательного изучения учебного материала, преподаватель должен определить метод преподнесения информации. Для успешного проведения занятия, учитель должен активизировать как познавательную, так и творческую деятельность, учитывая ограниченность во времени.
Применение проблемного обучения на практике. Проблемное обучение представляет собой процесс, при котором учитель создает трудную ситуацию, и ждет от учеников предложений по ее решению. Такой прием призван побудить ученика к действию, а также активизировать его умение творчески подходить к решению проблемы. Использование такого приема на практике, позволит ученикам не только успешно усвоить пройденный материал, но и смотивирует проявлять еще большую активность на занятии.
Правильная организация занятия. Другими словами, это правильно распланированный урок, с учетом регламентированного времени занятия. Главной целью является активное взаимодействие с классом, вовлечение учеников в дискуссию. Для этой цели используются различные опросы. Сначала вызываются несколько учеников, им задаются вопросы, и они пишут ответы на них на доске. В это время оставшиеся ученики работают на своих рабочих местах с индивидуальными карточками, в которых содержится задание. Затем все ученики начинают участвовать в учебном процессе, исправляя и дополняя друг друга. Такой вид работы называется фронтальная беседа.
Использование фронтального опроса или беседы помогает учителю показать на практике актуальность уже изученного материала, а также улучшить усвоение информации. Такой вид работы выявляет теоретические пробелы в знаниях и восполняет их в течении урока.
Чтобы избежать излишней формальности в проведении фронтального опроса, вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы учащийся, отвечая на них, смог проявить свое творческое мышление и показать истинное знание предмета. Таким образом при ответе на заданный вопрос, ученик не только объясняет свой ответ, но и обосновывает его, основываясь на теории.
Использование наглядных пособий для лучшего усвоения материала. Применение наглядного сопровождения учебного материала не только привлекает внимание к изучаемому, но и влияет на процесса запоминания. Правильное использование наглядных пособий облегчает понимание, а также сокращает время на изложение материала в устной форме. Для того, чтобы правильно использовать наглядное пособие, необходимо учесть ряд требований:
Визуальное сопровождение учебного материала. Презентации и видео по изучаемой теме; Использование дополнительных материалов для лучшего усвоения информации, например, таких, как презентации, видео или документальное кино, упрощают понимание школьного материала. Глядя на визуальное сопровождение, ученики проводят аналогии с уже изученным, тем самым дополняя и расширяя свое понимание темы.
Создание комфортной атмосферы на занятии и эмоциональной принадлежности ученика к учебному процессу. Любая пережитая неудача является хорошим стимулом для достижения цени. Когда ученики переживают, что у них что-то не получается на уроке, то эти переживания еще больше мотивирует их, так как этот процесс стимулирует развитие интеллекта.
Чтобы занятие прошло успешно, преподавателю стоит обратить внимание не только на качество преподаваемого материала, но и на другие составляющие образовательного процесса. Одним из важных факторов является создание психологического комфорта учащихся на уроке.
«Психологический комфорт» можно определить следующим образом:
Если ученику по какой-то причине некомфортно на занятии, то он теряет интерес к дисциплине, которая сопровождается отсутствием активности на занятии и, как следствие, снижению мотивации. Все это отражается на успеваемости учащегося. Зачастую, те ученики, которые находятся в постоянном стрессовом состоянии, психологически закрыты, и это вызывает определенный дискомфорт. Такие ученики часто не могут проявить себя и свои возможности должным образом. Такое поведение может быть обусловлено как застенчивым характером, так и атмосферой на занятии. Но если атмосфера на уроке благоприятная, то даже самые застенчивые ученики проявляют свои лучшие качества.
Школа – это место, где ребенок реализует свои знания и возможности. Именно в период школьного обучения ребенок формируется как личность, определяет свои истинные желания и заводит друзей. Чтобы ребенок полностью раскрылся и проявил лучшие качества своей личности, на уроке должна царить психологически комфортная обстановка, располагающая к установлению доверительных отношений с преподавателем и одноклассниками. Педагогу стоит обратить свое внимание на обеспечение должных рабочих условий, которые поспособствуют развитию личности и проявления интереса к учебе. Выстраивание теплых отношений с рабочим окружением обеспечит комфортное обучение.
Мотивация познавательной деятельности на уроке
Если учащийся стремится освоить тот или иной предмет, то любая учебная деятельность будет приносить ему удовлетворение и радость, а первые полученные результаты будут еще больше мотивировать на достижение еще больших целей. Каждый раз, преодолевая себя и возникшие неприятные обстоятельства, ученик все ближе походит к намеченной цели. Если учащемуся интересен предмет, то этот интерес формирует положительное отношение к учебной деятельности.
Для того, чтобы мотивировать ученика к проявлению познавательного интереса к образовательному процессу, стоит прибегнуть к различным методам организации учебной деятельности. Это могут быть наглядные пособия, а также индуктивные и дедуктивные методы поиска информации, использование метода самостоятельной работы над заданием.
Всю группу методов мотивирования можно разделить на две подгруппы: первая подгруппа состоит из методов, которые используют для активизации познавательной деятельности. Вторая подгруппа состоит из методов, которые направлены на формирование у учащихся чувства долга и ответственности.
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока
Важным элементом в организации учебной деятельности, кроме развития гибкости мышления, также является самоконтроль и самокритика своих действий. Обладая этими качествами, ученик сможет адекватно оценить свои способности и контролировать выполнение своих обязанностей. Самокритика и самоконтроль будут являться лучшими стимулами для постоянного развития. Ученик будет больше времени уделять самопроверки, а также тщательно изучать и анализировать учебный материал.
Опытном путем доказано, что в процессе получения образования, ученик лишается таких качеств, как самоконтроль и самооценка своих действий. Теперь контроль за выполнением его ученических обязанностей осуществляется учителем.
Формирование самоконтроля делится на следующие этапы:
Использование рефлексии влияет на степень ответственности и организованности учащихся, а также на результативность выполненной работы. Такой метод работы с учениками снижает их зависимость от плохой оценки, и они учатся адекватно оценивать себя и свои силы.
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке
Самостоятельная работа является одним из ключевых показателей в формировании мыслительной деятельности учеников. Организация самостоятельной работы помогает улучшить обучение и формирует благоприятную почву для более глубоких и прочных знаний, а также выступает средством развития умственных способностей и личностных качеств.
Под самостоятельной работой понимается деятельность, в основе которой лежит непосредственная ответственность ученика за выполнение учебного задания, но под присмотром учителя. Тот ученик, у которого уже сформирован навык самостоятельной работы, всегда собран и организован. Учебный материал усваивается легче и быстрее, а главное такой ученик лучше подготовлен к самообразованию.
Быстрое появление новых сведений является причиной постоянного расширения знаний. Тем не менее самопроизвольное формирование рациональных приемов учения протекает медленно и малоэффективно. Для этого школьника нужно заранее приучать к самостоятельной работе.
По дидактической цели самостоятельная работа делится на работу, которая направлена на:
При выборе метода самостоятельной работы, преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Такие задания должны быть понятными и иметь четкую цель, а также должны быть интересны ученику. Обычно проявление интереса ученика к выполнению задания зависит от содержания задания и его формы.
Достижение целей урока
Содержание урока является первым фактором, который влияет на результативность проведенного занятия. Вторым, но немаловажный фактом эффективности урока является правильный выбор методов преподнесения информации. Результатом эффективности выступают те знания, которые ученик использует в жизни.
Успешно ли пройдет урок, можно судить по наполненности урока, а также по активности учащихся во время занятия.
Эффективность же зависит от заинтересованности преподавателя в донесении знаний и успешном их усвоении. Учеником можно назвать не того, кого учитель обучает, а того, кто у него успешно учится.
«Ученический блок» складывается из следующих факторов:
Знать не значит все заучивать. Знать – это значит понимать, осмыслять и запоминать.
Результат эффективной деятельности зависит от ряда факторов:
Человек — это наивысшая ценность. Он не должен выступать в роли цели или средства по достижению цели.
Что значит «эффективный урок»? Это прежде всего занятие в комфортной, располагающей к обучению атмосфере. На уроке никто не должен никого бояться, а также преподаватель не должен запугивать своих учеников или проявлять агрессию. Урок — это прежде всего общение человека с человеком, поэтому преподаватель должен быть ориентиром для подражания для своих учеников, уважать их и проявлять культуру общения при выстраивании диалога с ними. На первый план должен выходить нравственный и познавательный мотив. Урок должен быть построен таким образом, чтобы учениками двигал мотив получения знаний, а не получение высоких отметок. Чтобы занятие было эффективным и полезным, педагогу необходимо следовать нескольким правилам по организации образовательного процесса: