ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Современный человек ежедневно сталкивается с огромным объемом различной информации, включая научную информацию. В таких условиях общество ставит перед человеком новые требования, ключевые из которых – способность к активному творческому овладению знаниями, умение быстро и правильно реагировать на изменение обстановки и прогнозировать развитие событий.
Современный человек ежедневно сталкивается с огромным объемом различной информации, включая научную информацию. В таких условиях общество ставит перед человеком новые требования, ключевые из которых – способность к активному творческому овладению знаниями, умение быстро и правильно реагировать на изменение обстановки и прогнозировать развитие событий.
По этой причине образование должно давать человеку не только какой-то определенный объем базовых знаний, но и набор полезных и необходимых навыков деятельности. Также перед системой образования стоит задача научить подрастающее поколение самостоятельно воспринимать и осваивать новое, включая новые знания, виды и формы трудовой деятельности, новые культурные и эстетические ценности, приемы организации и управления.
Традиционное обучение отдает предпочтение предметному знанию, в котором в основе образовательного процесса лежат научные положения. Однако в современных условиях уже недостаточно передать обучающемуся определенный набор знаний, так как требуется формировать способность к творчеству, умение превращать творчество в норму и инструмент свершений в различных сферах человеческой деятельности (в науке, труде, искусстве, политике, культуре, управлении).
Для достижения этой цели современный педагог должен научить детей самостоятельной работе по добыванию знаний. В рамках школьного обучения самостоятельная работа является целостной взаимосвязанной системой деятельности педагога и обучающегося как субъектов образовательного процесса. Цель данной деятельности – повышение мотивации ученика к обучению и формирование у него таких качеств, как самоактивация, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль. Именно данные качества должны в последующем позволить обучающемуся самостоятельно получать новые знания и осваивать новые виды деятельности.
В соответствии с положениями теории личностно развивающего образования, педагоги должны стремиться к развитию у обучающихся мышления, познавательных интересов, умений самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, а также самостоятельно решать учебные и возникающие жизненные ситуации.
Задача по формированию самостоятельности обучающихся как ключевого элемента учебной деятельности и как одной из основных функций личности в современных условиях имеет важное значение в рамках образовательного учреждения.
В современных условиях активизация учебной работы по всем направлениям рассматривается как направление по массовому воспитанию самостоятельности и инициативности школьников. Благодаря самостоятельной деятельности обучающегося удается решить следующие задачи:
Если обратиться к истории российской педагогики, то можно заметить, что сразу после образования Советского Союза наблюдалась тенденция придать динамизма педагогической системе, в том числе и за счет разработки теоретико-методологических аспектов самостоятельной деятельности.
В этот период в области познавательной самостоятельности активно используется методика организации самостоятельных работ как средства для актуализации знаний учеников. Интерес представляют работы авторов 1920-х гг., в первую очередь статьи Б.Е. Райкова, Б.В. Всесвятского, К.П. Ягодовского. Во всех работах прослеживается мысль о том, что структура познавательной деятельности учеников должна напоминать структуру познавательной деятельности ученого. Особенность такого подхода заключается в том, что школа не должна была давать знания в готовом виде.
Авторы также обосновали роль, место и задачи самостоятельной работы в рамках учебного процесса. Так, обращается внимание на то, что при формировании умений и знаний вербальный способ обучения является малоэффективным.
В современных же условиях существенно возрастает роль самостоятельной работы обучающихся, так как она позволяет развить творческую составляющую и сформировать навыки по самостоятельному получению новых знаний, что особенно актуально с учетом компьютеризации обучения.
При изучении сущности самостоятельной работы в теоретическом плане выделяют три направления деятельности:
Педагоги и методисты также разрабатывают систему форм и методов обучения:
Также определяются виды работ, которые способствуют развитию у обучающихся самостоятельности, раскрывается и педагогическая технология организации самостоятельной деятельности ученика в практике школы. Учеными основное внимание уделяется определению роли самостоятельных работ в структуре урока, определению их содержания и методике организации.
Значительное внимание сейчас уделяется и проработке вопросов по включению самостоятельной работы в различные этапы урока:
Много внимания уделяется и индивидуализации самостоятельных работ. В рамках данного процесса предпринимаются попытки раскрыть сущность самостоятельной работы как черты личности. Выделяют и существенные особенности, которые характеризуют самостоятельность обучающегося в познавательном процессе:
Благодаря проведенной работе дидактов и методистов в теории обучения удалось сформировать основные требования к организации самостоятельных работ:
Таким образом, при изучении основных идей в рамках обоснования теории самостоятельной деятельности обучающихся можно выделить три основных дидактических направления в теоретической разработке данных вопросов:
Данные направления, при условии их внедрения в учебный процесс в различных учебно-организационных формах, будут способствовать совершенствованию знаний и более качественному усвоению обучающимися учебного материала.
Современное образование ориентируется на развитие и формирование личностных качеств обучающихся и опыта осуществления ими различных видов деятельности (познавательной, практической, учебной, творческой), что определяет актуальность деятельностного подхода к обучению. В то же время реализация деятельностного подхода требует сосредоточения внимания на самостоятельной работе учеников.
От структуры познавательной деятельности, а также содержания ее основных процессов зависит общая типология самостоятельной работы и принцип ее классификации. При этом можно четко выделить два этапа деятельности обучающихся:
Во время данных этапов содержание деятельности обучающихся состоит в накоплении ими определенного набора понятий с дальнейшим их приведением в определенную систему.
Можно выделить несколько типов самостоятельных работ:
Популярным заданием является и заполнение обучающимися различных таблиц и схем после того, как учитель изложит новый материал.
Самостоятельные работы по образцу включают в себя различные виды заданий. Это могут быть текстовые, производственно-трудовые, иллюстрированные, опытнические и другие виды. Однако вне зависимости от содержания работ общим для них является тот факт, что все данные для получения нужного результата, включая саму идею решения задачи, представляются в готовом виде уже в самом тексте задачи. В итоге уровень познавательной самостоятельности в деятельности обучающегося при выполнении таких заданий заключается в узнавании, запоминании, осмысливании и текстуальном воспроизведении нового факта, события или же его подведение под уже известное ученику понятие.
Это означает, что такие действия нельзя назвать подлинно самостоятельными, ведь их выполнение осуществляется по образцу. Деятельность обучающегося при таком виде работы элементарна и предполагает только повторение задания, предложенного учителем.
В то же время самостоятельные работы по образцу содействуют накоплению учеником опорных фактов и способов деятельности, а также их прочному закреплению, в результате чего создаются условия для перехода ребенка к выполнению более трудных заданий.
Особенность данного типа работы заключается в том, что в самом задании сообщается общая идея решения, однако обучающимся требуется ее развить в конкретный способ решения в соответствии с условиями задания. При выполнении таких заданий в деятельности обучающихся наблюдается изменение, перестройка его мыслей в форме развития готовой идеи решения в конкретный способ деятельности.
Самостоятельные работы реконструктивного типа предполагают проведение анализа на основе описания явления, объекта или события, поиск возможных путей решения и определение наиболее верного способа решения задачи.
Данный тип самостоятельной работы может применяться в различных звеньях учебного процесса. При этом особое место отводится иллюстративным, смысловым, опытническим и другим практическим работам, при выполнении которых обучающиеся самостоятельно определяют, какие правила нужно применить, какие закономерности работают. Обучающиеся также подбирают соответствующие конкретные примеры к общим положениям и составляют задачи, которые реконструируют ранее изученный учебный материал в целях его использования для решения задач с измененными конкретными условиями.
В итоге самостоятельные работы реконструктивного типа вызывают у обучающегося, по сравнению с самостоятельными работами по образцу, более высокий уровень воспроизводящей деятельности.
Постепенное накопление ребенком опыта воспроизводящей самостоятельной деятельности обеспечивает переход обучающегося от воспроизводящей к познавательной и практической деятельности. В ходе этого процесса у обучающегося формируются умения отбирать из своего прошлого формализованного опыта необходимые способы и приемы деятельности для решения возникающих задач.
Самостоятельные работы данного типа включают в себя познавательные задачи, которые требуют от обучающегося проведение анализа незнакомой ему проблемной ситуации с получением в дальнейшем необходимой новой информации. Для решения таких задач обучающийся задействует уже имеющийся у него объем знаний и, оперируя им, использует эти знания в новой ситуации, в результате чего они в рамках его познавательной деятельности приобретают преобразующую либо объясняющую роль.
Самостоятельная работа в таких задачах проявляется в том, что обучающиеся осуществляют поиск познавательно-логического либо экспериментально-практического характера. Ученик использует различные факты, события, закономерности и явления, в результате чего определяет между ними сходство, различие, а также классифицирует их по каким-либо признакам и устанавливает причинно-следственные связи.
При выполнении практических самостоятельных работ экспериментального характера за счет эксперимента обучающиеся могут подтвердить отдельные стороны известных им законов либо за счет экспериментальной проверки распространяют известные им закономерности на частные явления, в результате чего им удается определить принадлежность к той или иной группе явлений.
Ряд практических самостоятельных работ характеризуется ситуацией применения понятий, законов и правил в учебно-опытнической и общественной деятельности обучающегося. В этом случае ученик самостоятельно осуществляет выбор средств и методов для решения стоящих перед ним задач, он также определяет и отбирает нужные знания, устанавливает определенную последовательность выполнения операций по применению знаний.
В этих ситуациях деятельность обучающегося уже выходит за пределы репродуктивного мышления и приобретает продуктивный характер, так как в процессе решения задачи ученик уже получает новую информацию.
В рамках вариативной самостоятельной работы познавательные и практические действия совершаются в ходе преобразующего воспроизведения уже известных знаний и образцов решения задач. В то же время деятельность приобретает более гибкий и вариативный характер и при этом направлена на получение обучающимся новой информации преимущественно посредством логических выводов.
Благодаря выполнению самостоятельных работ вариативного типа стимулируются практические и познавательные действия обучающегося по применению им ранее полученных знаний и опыта познавательной деятельности, в результате чего удается получить новую информацию. Это способствует углублению знаний, расширению сферы их применения. К тому же знания становятся более вариативными, действенными, а мышление обучающегося, которое выражается в его собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности.
Регулярное выполнение упражнений данного типа позволяет обучающемуся выводить структуру знаний, а это дает ученику истинное представление о роли науки в современном обществе и одновременно стимулирует получение новых знаний. Кроме того, задания заставляют обучающегося использовать логические рассуждения для выявления связей между объектами и явлениями, а это уже способствует развитию его мыслительных и творческих способностей.
Выделяют следующие виды самостоятельных работ вариативного типа:
При выполнении творческих заданий предполагается решение проблемных ситуаций, которые могут быть созданы следующими способами:
При решении задач данного типа деятельность обучающегося постепенно освобождается от известных ему шаблонов и образцов, которые были ранее сформированы, а сама деятельность приобретает гибкий поисковый характер. Новая форма деятельности складывается из умственных и практических действий, которые в процессе реального мышления обучающегося являются совокупностью суждений и умозаключений при разработке существенно новых принципов и планов решений задач.
Значительная часть творческих задач предполагает установление обучающимися причинно-следственных связей явлений и событий. В то же время творческая работа строится таким образом, что от ученика требуется выполнить избирательную актуализацию ранее усвоенных им знаний и неформализованного опыта познавательной деятельности. Это необходимо для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления и выявления новых связей и отношений.
При выполнении творческих работ от обучающегося требуется, чтобы он приобрел умения по самостоятельному поиску и формулированию проблемы в определенной ситуации. К задачам такого вида можно отнести те, которые предполагают поиск недостающих данных, а также написание докладов, рецензий, рефератов по литературным источникам и выполнение самостоятельных исследований.
Вне зависимости от вида самостоятельной работы творческого характера их объединяет наличие ситуации, которая направляет обучающегося осуществлять творческие поиски. Кроме того, единым является и характер деятельности ученика, так как при выполнении творческих работ ученики ищут наиболее рациональный способ деятельности и определяют характер новых знаний, которые они должны приобрести в процессе решения задачи.
Для достижения этой цели обучающимся необходимо проанализировать условие задачи и открыть какой-то новый принцип ее решения. В зависимости от полученных результатов дальнейшая работа будет направлена на развитие и логическое обоснование полученного нового принципа решения задачи. При этом ранее полученные знания и опыт практической и познавательной деятельности применяется весьма выборочно и зависит от анализа и условий каждой конкретной задачи.
Надо также учитывать, что творческая деятельность обучающегося в процессе обучения проходит на различных уровнях, а самый высокий из них – умение ученика выделить и сформулировать проблему в рамках заданной ситуации, сформулировать новую проблему и затем разработать план ее решения, включая построение гипотезы этого решения.
Список литературы