ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Современные социально-экономические условия требуют от школьников осознанного отношения к жизненному и профессиональному самоопределению. Школа, являясь одним из социальных институтов, стремится к созданию условий, в которых обучающиеся смогут добиться личностного роста и получить подробные сведения об особенностях современного мира труда. Одним из эффективных методов решения данной проблемы является профессиональная проба, под которой понимается профессиональная проверка/испытание, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и имеет завершенный вид, что способствует сознательному и обоснованному выбору профессии.
Современные социально-экономические условия требуют от школьников осознанного отношения к жизненному и профессиональному самоопределению. Школа, являясь одним из социальных институтов, стремится к созданию условий, в которых обучающиеся смогут добиться личностного роста и получить подробные сведения об особенностях современного мира труда.
Одним из эффективных методов решения данной проблемы является профессиональная проба, под которой понимается профессиональная проверка/испытание, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и имеет завершенный вид, что способствует сознательному и обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб обучающиеся:
Проведение профессиональных проб предполагает моделирование основных элементов различных видов профессиональной деятельности и создание условий для качественного выполнения профессиональных проб.
Педагогические условия проведения профессиональных проб
В ходе подготовки, организации и проведения профессиональных проб необходимо предусмотреть следующие позиции:
Для того, чтобы, проведение профессиональной пробы было максимально эффективным, учителю необходимо:
Данный этап предполагает знакомство обучающихся с предметами, средствами, условиями, орудиями труда изучаемой профессиональной сферы. В ходе этой работы составляются профессиограммы, характеристики профессий и т.д.
Содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и результат должны четко отвечать принципу ее построения как профессионального испытания, имеющего диагностическую, деятельностную, творческую направленность, включающего ситуации для развития интересов, способностей и склонностей обучающегося.
Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организация их выполнения
Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.
Рассмотрим пример организации профессиональных проб на примере профессии «Журналист».
Цель данного мероприятия – оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и формирование представления о деятельности журналиста, а также активизация творческого потенциала.
В рамках профессиональных проб предполагается решить следующие задачи:
Реализация пробы предполагает прохождение трех этапов:
Выполнение комплексной пробы направлено на решение следующих задач:
Современный работник средств массовой информации также должен уметь работать с людьми, поэтому от него требуется умение четко и правильно излагать свои мысли, быть всегда тактичным и благожелательным.
Выполнение задания «Заметка»
Заметка является основным оперативно-новостным текстом средств массовой информации, поэтому обучающимся при выполнении пробы необходимо не только увидеть какие-то интересные факты, но и правильно их преподнести.
В качестве ядра заметки выступает новость, то есть сообщение, которое содержит информацию, до этого неизвестную широкой аудитории. Восприятие этой информации во многом зависит от способа подачи сообщения, а также уровня аудитории и ее интересов. Поэтому участникам пробы крайне важно подобрать материал, который будет представлять интерес для аудитории (например, для других обучающихся) и изложить его в понятном и доступном стиле.
Для того чтобы правильно преподнести материал, участники пробы в ходе выполнения задания должны овладеть определенными методами работы, включая:
В процессе составления заметки обучающимся необходимо учитывать и особенности заметки, которые выражаются в следующем:
Выбор обучающихся для участия в профессиональной пробе
Для того чтобы подобрать группы обучающихся для проведения профессиональной пробы по профессии «Журналист», требуется тщательная подготовительная работа.
Она может включать в себя следующие элементы:
Также желательно провести тест «Оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ряховскому), который позволяет выявить любознательных детей и детей, имеющих высокие коммуникабельные способности.
Далее из всех обучающихся, принимавших участие в отборе, составляется группа (10-14 человек), с которой и начинается основная работа. В ее рамках могут проводиться разнообразные подготовительные мероприятия:
В ходе практического этапа непосредственно осуществляется написание заметки. Этот процесс можно разделить на несколько подэтапов:
В целом, выполнение пробы «Заметка» включает в себя три основных компонента:
Компонент включает в себя и проработку основного текста заметки.
Оформление текста заметки осуществляется только после его обсуждения с преподавателем. На каждом этапе обучающиеся также дополнительно выполняют задания, которые требуют от них владения начальными профессиональными умениями.
Все задания разделены на три уровня сложности:
Обязательным этапом проведения профессиональной пробы является рефлексия, которая проводится с помощью опросника «Закончите фразу»:
Профессиональную пробу «Журналист» можно рассматривать как одно из условий для осознанного выбора учениками своей будущей профессии. Кроме того, выполнение заданий во время пробы позволяет детям осуществить практическую проверку своих индивидуально-психологических качеств, а также сформировать начальные умения и навыки, которые могут понадобиться в данной области деятельности.
Список литературы