ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Решение проблемных вопросов при подготовке и проведении профессиональных проб

Доступные к загрузке файлы

1. Файл Презентация к медианару .pptx

2. Файл Материал к медианару .docx

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Certificate
Профессионализм и творческий потенциал педагога
Творчество как неотъемлемый компонент личности современного педагога
Методическое обеспечение Педагогические технологии до 30 минут
Популярное Хит
Certificate
Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности педагога
Рефлексия как условие профессионального развития педагога
Методическое обеспечение Педагогические технологии
Все медианары

Прочитайте содержание

Решение проблемных вопросов при подготовке и проведении профессиональных проб

Современные социально-экономические условия требуют от школьников осознанного отношения к жизненному и профессиональному самоопределению. Школа, являясь одним из социальных институтов, стремится к созданию условий, в которых обучающиеся смогут добиться личностного роста и получить подробные сведения об особенностях современного мира труда. Одним из эффективных методов решения данной проблемы является профессиональная проба, под которой понимается профессиональная проверка/испытание, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и имеет завершенный вид, что способствует сознательному и обоснованному выбору профессии.

Современные социально-экономические условия требуют от школьников осознанного отношения к жизненному и профессиональному самоопределению. Школа, являясь одним из социальных институтов, стремится к созданию условий, в которых обучающиеся смогут добиться личностного роста и получить подробные сведения об особенностях современного мира труда.

Одним из эффективных методов решения данной проблемы является профессиональная проба, под которой понимается профессиональная проверка/испытание, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и имеет завершенный вид, что способствует сознательному и обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб обучающиеся:

  • получают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
  • получают возможность попробовать себя в выполнении одного или нескольких элементов в различных видах профессиональной деятельности;
  • получают возможность в осознанном профессиональном самоопределении.

Проведение профессиональных проб предполагает моделирование основных элементов различных видов профессиональной деятельности и создание условий для качественного выполнения профессиональных проб.

Педагогические условия проведения профессиональных проб

В ходе подготовки, организации и проведения профессиональных проб необходимо предусмотреть следующие позиции:

  1. Подготовка педагога к проведению занятий по профессиональным пробам, т.е. подбор дидактического материала:
  • профессиограммы на профессии и специальности, с которыми обучающиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб;
  • классификации профессий для составления характеристик профессий при выполнении заданий профессиональных проб;
  • тестовые задания для выявления уровня подготовленности обучающихся;
  • наглядные пособия для демонстрации опытов, обеспечивающие усвоение обучающимися учебного материала.

Для того, чтобы, проведение профессиональной пробы было максимально эффективным, учителю необходимо:

  • разработать поэтапное содержание профессиональных проб;
  • дифференцировать задания по уровням сложности;
  • подобрать необходимые инструменты и оборудование;
  • оформить необходимую технологическую документацию;
  • разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов.
  1. Ознакомление обучающихся с требованиями, предъявляемыми к представителю той или иной профессии, содержанию его профессиональной деятельности.

Данный этап предполагает знакомство обучающихся с предметами, средствами, условиями, орудиями труда изучаемой профессиональной сферы. В ходе этой работы составляются профессиограммы, характеристики профессий и т.д.

  1. Проведение диагностического тестирования. Этот шаг необходим для того, чтобы обучающийся мог сравнить требования, предъявляемые профессией к человеку с его индивидуальными возможностями.
  2. Определение представлений об интересах обучающихся, уровне их знаний, уровне подготовленности к выполнению заданий различной сложности.
  3. Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

Содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и результат должны четко отвечать принципу ее построения как профессионального испытания, имеющего диагностическую, деятельностную, творческую направленность, включающего ситуации для развития интересов, способностей и склонностей обучающегося.

Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организация их выполнения

Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.

Рассмотрим пример организации профессиональных проб на примере профессии «Журналист».

Цель данного мероприятия – оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и формирование представления о деятельности журналиста, а также активизация творческого потенциала.

В рамках профессиональных проб предполагается решить следующие задачи:

  • познакомить обучающихся с основными слагаемыми журналисткой профессии и особенностями жанров корреспондентской деятельности;
  • создание условий для качественного проведения пробы;
  • моделирование основных элементов профессиональной деятельности журналиста.

Реализация пробы предполагает прохождение трех этапов:

  1. Вводно-ознакомительный, в рамках которого обучающиеся получают общее представление о профессиональной деятельности журналистов, а также определяется общий уровень подготовки школьников к выполнению профессиональной пробы.
  2. Подготовительный. В процессе его реализации, обучающиеся приобретают теоретические знания по жанровой классификации публицистических текстов, а также получают представление о ведущем оперативно-новостном тексте средств массовой информации – заметке, которая и является основой профессиональной пробы.
  3. Практический этап. Предполагает написание обучающимися «заметки» и размещение ее в печати.

Выполнение комплексной пробы направлено на решение следующих задач:

  • выявление индивидуально-психологических особенностей обучающихся, которые требуются для журналиста (способность к труду и творчеству, эмоциональность, интеллект);
  • формирование умений по осуществлению поиска нужной информации для выполнения задачи, включая оценку ее значимости и достоверности;
  • выявление способностей к литературной деятельности;
  • выявление способностей, которые обуславливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Современный работник средств массовой информации также должен уметь работать с людьми, поэтому от него требуется умение четко и правильно излагать свои мысли, быть всегда тактичным и благожелательным.

 

Выполнение задания «Заметка»

Заметка является основным оперативно-новостным текстом средств массовой информации, поэтому обучающимся при выполнении пробы необходимо не только увидеть какие-то интересные факты, но и правильно их преподнести.

В качестве ядра заметки выступает новость, то есть сообщение, которое содержит информацию, до этого неизвестную широкой аудитории. Восприятие этой информации во многом зависит от способа подачи сообщения, а также уровня аудитории и ее интересов. Поэтому участникам пробы крайне важно подобрать материал, который будет представлять интерес для аудитории (например, для других обучающихся) и изложить его в понятном и доступном стиле.

Для того чтобы правильно преподнести материал, участники пробы в ходе выполнения задания должны овладеть определенными методами работы, включая:

  • проведение интервью;
  • наблюдение;
  • проверка выявленных фактов и точное фиксирование источников;
  • быстрая и корректная обработка материала;
  • умение составления личностной заметки, то есть «журналист» не узнал от кого-то информацию, а сам нашел интересный информационный повод и решил, что обнаруженные сведения будут интересны и широкой аудитории.

В процессе составления заметки обучающимся необходимо учитывать и особенности заметки, которые выражаются в следующем:

  • сжатое изложение информации, поэтому текст не должен содержать лишних данных (детали и сведения, которые отвлекают от главной темы);
  • декодируемость, то есть понятность материала для аудитории.

 

Выбор обучающихся для участия в профессиональной пробе

Для того чтобы подобрать группы обучающихся для проведения профессиональной пробы по профессии «Журналист», требуется тщательная подготовительная работа.

Она может включать в себя следующие элементы:

  • проведение вводно-ознакомительной беседы с обучающимися 8-11 классов на тему «Журналист не по должности, а по мироощущению»;
  • проведение анкетирования обучающихся с целью выявления их коммуникативных умений, а также опроса с целью выявления уровня знаний детей о профессии «Журналист».

Также желательно провести тест «Оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ряховскому), который позволяет выявить любознательных детей и детей, имеющих высокие коммуникабельные способности.

Далее из всех обучающихся, принимавших участие в отборе, составляется группа (10-14 человек), с которой и начинается основная работа.  В ее рамках могут проводиться разнообразные подготовительные мероприятия:

  • организация встреч с профессиональными журналистами;
  • проведение тематических бесед по темам «Отражение действительности в тексте», «Система журналистских жанров», «Правовая и этическая культура журналиста», «Требования, предъявляемые к информационным сообщениям».

В ходе практического этапа непосредственно осуществляется написание заметки. Этот процесс можно разделить на несколько подэтапов:

  1. Поиск новой информации.
  2. Разработка плана будущей заметки.
  3. Работа по составлению лида (вступления).
  4. Написание черновика и подбор заголовка.
  5. Доработка заметки и ее чистовой набор.
  6. Размещение заметки в средствах массовой информации.

В целом, выполнение пробы «Заметка» включает в себя три основных компонента:

  1. Технологический. Он предполагает поиск информации, которая неизвестна общественности и соответствует ее интересам и запросам. Также этот компонент предусматривает подготовку технических средств для набора заметки.
  2. Ситуативный. Он фиксирует в себе классическое журналистское триединство:
  • факты, которые объединены одной темой;
  • одномоментное состояние процесса действительности;
  • конкретно обозначенное место действия.

Компонент включает в себя и проработку основного текста заметки.

  1. Функциональный. Компонент предполагает работу по составлению заголовка, расширения информационного поля материала за счет включения в него новых сведений (цитаты, ссылки на источники, статистические данные и др.).

Оформление текста заметки осуществляется только после его обсуждения с преподавателем. На каждом этапе обучающиеся также дополнительно выполняют задания, которые требуют от них владения начальными профессиональными умениями.

Все задания разделены на три уровня сложности:

  • на первом уровне выполнение заданий осуществляется с поддержкой педагога;
  • на втором обучающиеся уже выполняют задания только под наблюдением учителя;
  • на третьем уровне все задания выполняются самостоятельно.

Обязательным этапом проведения профессиональной пробы является рефлексия, которая проводится с помощью опросника «Закончите фразу»:

  • «Во время пробы я понял…»;
  • «При выполнении пробы я узнал…»;
  • «Во время выполнения пробы я научился…».

Профессиональную пробу «Журналист» можно рассматривать как одно из условий для осознанного выбора учениками своей будущей профессии. Кроме того, выполнение заданий во время пробы позволяет детям осуществить практическую проверку своих индивидуально-психологических качеств, а также сформировать начальные умения и навыки, которые могут понадобиться в данной области деятельности.

 

Список литературы

    1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников/ Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988.
    2. Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Соврем. слово, 2006. – С. 449-452.
    3. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с
    4. Маляревич О.В. Подготовка учащихся к выбору профессии через систему профессиональных проб / О.В. Маляревич, Л.А. Лозовская, Т.В. Буйко // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. – № 11.
    5. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15-24.
Прочитать материал полностью
«

Проходила мединар по формированию учебной мотивации как залога успешного обучения ребенка и получила массу приятных впечатлений, узнала много интересной и полезной информации для моей дальнейшей деятельности. Как и было обещано учредителями, по окончанию мединара получила официальное свидетельство. Спасибо большое!

Панова Дарья
Магнитогорск, СОШ № 63

Оставьте ваш отзыв о медианаре