ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Как создавать проблемные ситуации на уроке?
Деятельностный метод обучения как один из эффективных инструментов повышения качества образования
Одним из самых эффективных методов получения обучающимся знаний считается деятельностный подход, так как при его использовании школьник самостоятельно добывает знания в процессе учебно-познавательной деятельности, а не получает их в готовом в виде от педагога или из учебных пособий. Об эффективности данного метода еще в 19 веке писал немецкий педагог-демократ А.Дистерверг, который считал «деятельностный метод самым трудным, но и самым наилучшим».
При этом деятельностный метод является еще и универсальным инструментом обучения, так как он может быть реализован на всех ступенях обучения, включая начальную школу.
Структура обучения в соответствии с деятельностным подходом включает в себя ряд деятельностных шагов:
Цель данного этапа заключается в создании условий, когда обучающиеся будут заинтересованы в осуществлении учебной деятельности. В ходе этого этапа происходит осознанный переход обучающегося в пространство учебной деятельности.
Для повышения мотивации школьников используются следующие приемы:
На уроке данный этап занимает обычно не более двух минут, но при этом от его проведения напрямую зависит, в каком психологическом настрое дети подойдут к изучению нового материала. Для того чтобы обеспечить мотивацию обучающихся, педагогу требуется перед началом урока повторить основные правила организации учебного процесса, определить содержательные рамки урока, а также создать у детей хорошее настроение и привлечь их внимание к изучаемой теме.
При реализации данного этапа преследуется несколько целей:
Данный этап предполагает проведение мероприятий по подготовке и мотивации обучающихся к качественному самостоятельному выполнению пробных учебных действий с одновременной фиксацией индивидуальных затруднений.
Процесс актуализации должен обеспечить полноту тех способов действий, которые планируется применять в ходе построения нового здания. При этом необходимо предусмотреть включение еще 1-2 способов, нужных для создания ситуации выбора обучающимися наиболее подходящего для них инструментария для проектирования.
Количество заданий должно подбираться таким образом, чтобы не затягивать данный процесс и не рассеивать внимание детей. Оптимальная продолжительность – 5-7 минут.
Для создания ситуации затруднения для каждого обучающегося необходимо организовать совместное обобщение учебного содержания для актуализации.
В ходе данного этапа выполняются следующие действия:
Для достижения такого эффекта обучающимся рекомендуется задавать следующие вопросы:
В процессе выполнения пробных учебных действий обучающиеся постепенно привыкают к тому, что в процессе обучения можно допускать ошибки. При этом ошибка не является «криминалом», а всего лишь является поводом для поиска причин ее возникновения с дальнейшим ее исправлением.
Для того чтобы обучающиеся могли восстановить цепочку своих рассуждений и выявили точки затруднений, им можно предложить ответить на ряд вопросов:
В целях выявления причины затруднения обычно ставятся следующие вопросы:
В результате обучающиеся должны найти свои пробелы в знаниях и устранить их.
При выполнении данного этапа обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект предстоящих учебных действий. Для этого:
Вполне вероятно, что предложенная обучающимися тема не будет совпадать с запланированной. В этом случае педагог показывает детям заготовленный вариант, после чего совместно подбирается оптимальная формулировка. Если есть возможность, то учителю стоит принять формулировку школьников, так как это создает дополнительную мотивацию к обучению. Главное условие – формулировка должна быть понятной детям и грамотно составленной.
Далее уточняются средства, которые могут потребоваться для проектирования.
Этап преследует следующие цели:
Реализация данного этапа проходит в соответствии с разработанным ранее планом, а учитель направляет деятельность обучающихся с помощью наводящих вопросов. В то же время педагог должен сделать так, чтобы с каждым уроком уровень самостоятельности детей неуклонно увеличивался.
На этом же этапе осуществляется уточнение того факта, что изученный новый способ предназначен для решения не только конкретного пробного упражнения, но и аналогичных задач данного типа.
Завершающим моментом этапа является фиксация преодоленных трудностей.
Целью этапа является организация усвоения школьниками нового способа действий для решения типовых задач с одновременным их проговариванием во внешней речи.
Этот этап нужен для оформления в мышлении детей построенного способа действия. Для этого обучающиеся первоначально в форме коммуникативного взаимодействия (в группах и парах) решают предложенные типовые задачи и проговаривают вслух алгоритмы решения.
На этом этапе обязательно выполнение рефлексии того, что делают обучающиеся, как они выполняют эти действия.
Целями этапа являются:
Этот этап предполагает максимальный уровень самостоятельности при выполнении задания. Педагог подключается только на этапе рефлексии и может задавать такие вопросы:
Сложность рефлексии на данном этапе заключается в том, что педагогу необходимо создать ситуацию успеха для каждого обучающегося и тем самым мотивировать его к дальнейшей познавательной деятельности.
Основные цели этапа:
В рамках данного этапа дети узнают, в каких ситуациях они могут использовать приобретенное знание. Также обучающимся предлагаются такие задания, в которых новый способ действий уже является промежуточным шагом, то есть после его выполнения необходимо совершить еще какое-то действие, в том числе с применением ранее изученного материала.
Целями этапа являются:
Данный этап предполагает фиксацию нового содержания, которое было изучено на уроке, с дальнейшей рефлексией и самооценкой школьниками собственной учебной деятельности. Во время завершающего момента дети соотносят цели и результаты нового содержания, фиксируют уровень их соответствия и определяют дальнейшие цели своей деятельности.
Учитель в ходе данного этапа может задавать детям такие вопросы:
Также при наличии времени педагог может задать детям вопросы в целях закрепления норм учебной деятельности:
При постановке домашнего задания необходимо предусмотреть включение в него следующих пунктов:
Для того чтобы деятельностный подход стал эффективным методом обучения, педагог должен выработать свою уникальную методику и иметь четкие представления о том, как учить детей, чтобы им был интересен процесс познания.
Литература