ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Решение проблемных вопросов в процессе создания электронных средств обучения для детей с ОВЗ

Доступные к загрузке файлы

1. Файл Презентация к медианару .pptx

2. Файл Материал по теме .docx

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Новое
Certificate
Методы и приемы, направленные на развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Коммуникативные компетенции как основа социального взаимодействия
Дошкольное образование Начальное общее образование Учебная деятельность до 30 минут
Новое Популярное Хит
Certificate
Безопасность детей в сети Интернет. (на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)
Обеспечение медиабезопасности детей и подростков в сети Интернет
Воспитательная работа Психологическое сопровождение до 30 минут
Новое
Certificate
Инфографика как инструмент визуализации учебной информации. Методические аспекты применения инфографики
Использование техник графического отображения учебной информации.
Методическое обеспечение Основное общее образование Учебная деятельность Начальное общее образование Среднее общее образование до 1 часа
Все медианары

Прочитайте содержание

Решение проблемных вопросов в процессе создания электронных средств обучения для детей с ОВЗ

Способы применения электронных средств в обучении детей с ОВЗ

Специфика создания электронных средств обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

В современной педагогической теории и практике наблюдаются существенные изменения, связанные с внесением множества корректив в действующие методики обучения и воспитания.

Цель проводимых мероприятий – предоставление обучающимся, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, высокого уровня информационной грамотности для их гармоничного вхождения в современное информационное общество.

В Федеральной целевой программе развития указано, что для «распространения на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей во всех образовательных учреждениях страны требуется создание современных образовательных и организационно-правовых моделей, которые бы обеспечивали успешную социализацию детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей». Также в программе указывается, что аналогичные возможности должны быть предоставлены и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение данных целей предполагается за счет:

  • использования компетентностного подхода;
  • внедрения новых образовательных технологий, а также применения принципов организации учебного процесса, в первую очередь, благодаря применению современных информационных и коммуникационных технологий.

Компьютерные средства обучения, предназначенные для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, основаны на обоснованных с точки зрения науки методах коррекции нарушений развития. Электронные средства обучения учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что существует множество трактовок понятия «информационные коммуникационные технологии».

Под ними следует понимать педагогические технологии, где в качестве средств достижения планируемого результата используются разнообразные электронные образовательные ресурсы, которые представляют собой совокупность цифровой, графической, текстовой, речевой, видео- и аудиоинформации.

В то же время необходимо учитывать, что внедрение информационных технологий – весьма сложный процесс, который может занять не один год и должен выстраиваться в определенной последовательности. При этом каждый этап этого процесса должен иметь точную цель, по достижению которой можно переходить к реализации следующего этапа.

В течение последних 10-15 лет был накоплен существенный практический и теоретический опыт в сфере задействования информационных коммуникационных технологий в рамках организации работы с детьми с особенностями психофизического развития. Так, информационные коммуникационные технологии применяются для решения следующих задач:

  • развитие коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной письменной речи;
  • коррекция нарушений, связанных с правильностью произношения;
  • ознакомление детей с окружающим миром;
  • развитие познавательной сферы;
  • формирование математических представлений и т.д.

Информационные коммуникационные технологии, которые разрабатываются для применения в коррекционно-образовательном процессе, как и все остальные педагогические технологии, обладают тремя структурными компонентами:

  • концептуальная основа;
  • процессуальная характеристика или алгоритм деятельности;
  • ресурсное обеспечение, включая электронные образовательные ресурсы, к которым относятся и интернет-источники.

Электронные образовательные ресурсы уже вышли за пределы традиционной роли в качестве средства обучения, так как их отличают следующие особенности:

  • доступность восприятия;
  • содержательность;
  • возможность дистанционного изучения;
  • разнообразные варианты представления материала;
  • возможность организации обратной связи между педагогом и обучающимися;
  • возможность создания различных систем обучения с учетом личных методических и педагогических предпочтений не только учителя, но и детей. При этом имеется возможность учета возраста и уровня подготовки обучающихся.

Эти особенности электронных ресурсов позволяют дифференцировать коррекционно-образовательный процесс и разработать оптимальную схему работы с каждым обучающимся, в том числе предусмотреть адекватный темп обучения и спроектировать эффективную развивающую и обучающую среду.

На этой основе выделяют пять ключевых сфер применения электронных образовательных ресурсов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • коррекционно-развивающую;
  • диагностическую;
  • коммуникативную;
  • досуговую;
  • дидактическую.

В работе с детьми с особенностями психофизического развития наиболее активно используются компьютерные и телекоммуникационные средства обучения, к которым относятся различные обучающие игровые программы, программы-тренажеры, развивающие приложения и т.д.

В то же время доступные электронные средства обучения не способны в полной мере удовлетворить запросы информатизации не только системы общего, но и специального образования. И одной из основных проблем в данной сфере является низкая информационно-коммуникационная компетентность педагога, ведь большинство педагогов только используют уже существующие программы. Однако для более успешного применения электронных средств обучения требуется разработка методических рекомендаций, методик применения компьютерных программ, а также создание новых средств обучения.

При этом в процессе разработки новых средств обучения требуется учитывать не только общепедагогические, но и специальные требования, которые касаются исключительно особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Общедидактическими требованиями являются:
  • приоритетность педагогического подхода, который должен реализовываться посредством постановки образовательной цели. Также должна осуществляться разработка содержания образовательной деятельности с учетом одного или нескольких дидактических подходов (компетентностного, системного, алгоритмического, проектного и др.);
  • практическая ориентированность, то есть в электронном средстве обучения должны быть представлены разнообразные практические задания, тестовые вопросы, которые необходимы для закрепления обучающимися изученного материала;
  • модульность средства обучения, что предполагает разбивку материала на отдельные тематические разделы;
  • наглядность материала. Предполагается, что каждый модуль должен включать в себя коллекцию кадров с высокой долей визуализации и содержать минимум текста. Такой подход позволяет облегчить понимание и запоминание нового материала. Также поощряется применение игровых форм представления данных (схемы, рисунки, фотографии, графики, анимация и т.д.);
  • требование ветвления, то есть программа должна быть построена таким образом, чтобы была возможность регулярно повторять уже пройденный материал;
  • требование регулирования, что предполагает возможность самостоятельного управления ребенком электронным средством обучения;
  • интерактивность. Требование заключается в организации эффективного взаимодействия ребенка с электронным средством обучения;
  • программная функциональность, под которой подразумевается возможность использования электронного средства обучения на компьютерах различной мощности;
  • соблюдение чередования видов работ с различной зрительной нагрузкой, включая изменение яркости цветов, применение ритмичных модульных заставок, которые позволят обеспечить высокий уровень работоспособности детей;
  • разработка рационального дизайна и продуманной эргономики, что заключается в подборе нейтральной цветовой гаммы, создании удобного пользовательского интерфейса, применении читабельных шрифтов.
  1. Специальные требования, которые должны учитываться при разработке электронных средств обучения для особенных детей:
  • адаптивность материала, то есть возможность его индивидуализировать под психофизические особенности каждого ребенка;
  • педагогическая функциональность, под которой понимается полнота охвата различных направлений образовательного процесса и возможность дифференциации коррекционно-педагогической работы;
  • вариативность содержания материала и возможность выбора темпа работы, а также выбора уровня сложностей заданий;
  • многократность объяснения, повторения и закрепления одной темы, включая возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей между изучаемыми объектами.

В зависимости от вида заболевания, от которого страдают дети с ограниченными возможностями здоровья, также имеются свои определенные специальные требования. Так, например, при разработке электронных средств обучения для детей с нарушением слуха необходимо выполнять следующие требования:

  • возможность применения звукоусиливающей аппаратуры;
  • применение программ синтеза речи, нужных для развития остаточного слуха и контроля произношения и исправления ошибок;
  • визуализация произношения компонентов речи в виде графиков, анимации, которые бы позволяли детям правильно произносить буквы, звуки и слова, а также сравнивать свое произношение с эталонным образцом;
  • использование слухоречевых игр и упражнений, направленных на совершенствование навыков разговорной речи, а также восприятия речи на слух, обогащения словарного запаса и развитие ритмико-интонационной стороны устной речи;
  • применение справочного речевого режима, в котором должны содержаться определения всех используемых отношений и объектов. Также в данном разделе должны содержатся разнообразные подсказывающие ситуации, наводящие примеры и вопросы.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагог:  

  • должен знать и учитывать в своей работе методику работы с детьми с ОВЗ;
  • иметь навыки пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
  • обладать информационной компетентностью;
  • использовать специальное программное обеспечение, электронные учебники, тренажеры, энциклопедии, Интернет;
  • знать состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов;
  • уметь создавать собственные электронные образовательные ресурсы;
  • постоянно повышать свой образовательный уровень в области новых информационных технологий.

При учете педагогами данных требований удастся значительно повысить качество разработки электронных средств обучения, а значит, повысится и эффективность коррекционно-развивающего обучения.

 

Литература

    1. Беляев М.И. Технология создания электронных средств обучения / М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова. – М.: МГИУ, 2002. – 304 с.
    2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 352 с.
    3. Горина Е.Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий // Коррекционная педагогика. 2013 №2
    4. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
    5. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – №3. – С. 67-78.
Прочитать материал полностью
«

Очень ценная полезная информация, хороша тем, что доступно, просто изложена. Рассмотрены все аспекты необходимые в процессе педагогической деятельности.

Алветина Яганова

Оставьте ваш отзыв о медианаре