Способы применения электронных средств в обучении детей с ОВЗ
Специфика создания электронных средств обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
В современной педагогической теории и практике наблюдаются существенные изменения, связанные с внесением множества корректив в действующие методики обучения и воспитания.
Цель проводимых мероприятий – предоставление обучающимся, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, высокого уровня информационной грамотности для их гармоничного вхождения в современное информационное общество.
В Федеральной целевой программе развития указано, что для «распространения на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей во всех образовательных учреждениях страны требуется создание современных образовательных и организационно-правовых моделей, которые бы обеспечивали успешную социализацию детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей». Также в программе указывается, что аналогичные возможности должны быть предоставлены и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение данных целей предполагается за счет:
- использования компетентностного подхода;
- внедрения новых образовательных технологий, а также применения принципов организации учебного процесса, в первую очередь, благодаря применению современных информационных и коммуникационных технологий.
Компьютерные средства обучения, предназначенные для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, основаны на обоснованных с точки зрения науки методах коррекции нарушений развития. Электронные средства обучения учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что существует множество трактовок понятия «информационные коммуникационные технологии».
Под ними следует понимать педагогические технологии, где в качестве средств достижения планируемого результата используются разнообразные электронные образовательные ресурсы, которые представляют собой совокупность цифровой, графической, текстовой, речевой, видео- и аудиоинформации.
В то же время необходимо учитывать, что внедрение информационных технологий – весьма сложный процесс, который может занять не один год и должен выстраиваться в определенной последовательности. При этом каждый этап этого процесса должен иметь точную цель, по достижению которой можно переходить к реализации следующего этапа.
В течение последних 10-15 лет был накоплен существенный практический и теоретический опыт в сфере задействования информационных коммуникационных технологий в рамках организации работы с детьми с особенностями психофизического развития. Так, информационные коммуникационные технологии применяются для решения следующих задач:
- развитие коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной письменной речи;
- коррекция нарушений, связанных с правильностью произношения;
- ознакомление детей с окружающим миром;
- развитие познавательной сферы;
- формирование математических представлений и т.д.
Информационные коммуникационные технологии, которые разрабатываются для применения в коррекционно-образовательном процессе, как и все остальные педагогические технологии, обладают тремя структурными компонентами:
- концептуальная основа;
- процессуальная характеристика или алгоритм деятельности;
- ресурсное обеспечение, включая электронные образовательные ресурсы, к которым относятся и интернет-источники.
Электронные образовательные ресурсы уже вышли за пределы традиционной роли в качестве средства обучения, так как их отличают следующие особенности:
- доступность восприятия;
- содержательность;
- возможность дистанционного изучения;
- разнообразные варианты представления материала;
- возможность организации обратной связи между педагогом и обучающимися;
- возможность создания различных систем обучения с учетом личных методических и педагогических предпочтений не только учителя, но и детей. При этом имеется возможность учета возраста и уровня подготовки обучающихся.
Эти особенности электронных ресурсов позволяют дифференцировать коррекционно-образовательный процесс и разработать оптимальную схему работы с каждым обучающимся, в том числе предусмотреть адекватный темп обучения и спроектировать эффективную развивающую и обучающую среду.
На этой основе выделяют пять ключевых сфер применения электронных образовательных ресурсов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- коррекционно-развивающую;
- диагностическую;
- коммуникативную;
- досуговую;
- дидактическую.
В работе с детьми с особенностями психофизического развития наиболее активно используются компьютерные и телекоммуникационные средства обучения, к которым относятся различные обучающие игровые программы, программы-тренажеры, развивающие приложения и т.д.
В то же время доступные электронные средства обучения не способны в полной мере удовлетворить запросы информатизации не только системы общего, но и специального образования. И одной из основных проблем в данной сфере является низкая информационно-коммуникационная компетентность педагога, ведь большинство педагогов только используют уже существующие программы. Однако для более успешного применения электронных средств обучения требуется разработка методических рекомендаций, методик применения компьютерных программ, а также создание новых средств обучения.
При этом в процессе разработки новых средств обучения требуется учитывать не только общепедагогические, но и специальные требования, которые касаются исключительно особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Общедидактическими требованиями являются:
- приоритетность педагогического подхода, который должен реализовываться посредством постановки образовательной цели. Также должна осуществляться разработка содержания образовательной деятельности с учетом одного или нескольких дидактических подходов (компетентностного, системного, алгоритмического, проектного и др.);
- практическая ориентированность, то есть в электронном средстве обучения должны быть представлены разнообразные практические задания, тестовые вопросы, которые необходимы для закрепления обучающимися изученного материала;
- модульность средства обучения, что предполагает разбивку материала на отдельные тематические разделы;
- наглядность материала. Предполагается, что каждый модуль должен включать в себя коллекцию кадров с высокой долей визуализации и содержать минимум текста. Такой подход позволяет облегчить понимание и запоминание нового материала. Также поощряется применение игровых форм представления данных (схемы, рисунки, фотографии, графики, анимация и т.д.);
- требование ветвления, то есть программа должна быть построена таким образом, чтобы была возможность регулярно повторять уже пройденный материал;
- требование регулирования, что предполагает возможность самостоятельного управления ребенком электронным средством обучения;
- интерактивность. Требование заключается в организации эффективного взаимодействия ребенка с электронным средством обучения;
- программная функциональность, под которой подразумевается возможность использования электронного средства обучения на компьютерах различной мощности;
- соблюдение чередования видов работ с различной зрительной нагрузкой, включая изменение яркости цветов, применение ритмичных модульных заставок, которые позволят обеспечить высокий уровень работоспособности детей;
- разработка рационального дизайна и продуманной эргономики, что заключается в подборе нейтральной цветовой гаммы, создании удобного пользовательского интерфейса, применении читабельных шрифтов.
- Специальные требования, которые должны учитываться при разработке электронных средств обучения для особенных детей:
- адаптивность материала, то есть возможность его индивидуализировать под психофизические особенности каждого ребенка;
- педагогическая функциональность, под которой понимается полнота охвата различных направлений образовательного процесса и возможность дифференциации коррекционно-педагогической работы;
- вариативность содержания материала и возможность выбора темпа работы, а также выбора уровня сложностей заданий;
- многократность объяснения, повторения и закрепления одной темы, включая возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей между изучаемыми объектами.
В зависимости от вида заболевания, от которого страдают дети с ограниченными возможностями здоровья, также имеются свои определенные специальные требования. Так, например, при разработке электронных средств обучения для детей с нарушением слуха необходимо выполнять следующие требования:
- возможность применения звукоусиливающей аппаратуры;
- применение программ синтеза речи, нужных для развития остаточного слуха и контроля произношения и исправления ошибок;
- визуализация произношения компонентов речи в виде графиков, анимации, которые бы позволяли детям правильно произносить буквы, звуки и слова, а также сравнивать свое произношение с эталонным образцом;
- использование слухоречевых игр и упражнений, направленных на совершенствование навыков разговорной речи, а также восприятия речи на слух, обогащения словарного запаса и развитие ритмико-интонационной стороны устной речи;
- применение справочного речевого режима, в котором должны содержаться определения всех используемых отношений и объектов. Также в данном разделе должны содержатся разнообразные подсказывающие ситуации, наводящие примеры и вопросы.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагог:
- должен знать и учитывать в своей работе методику работы с детьми с ОВЗ;
- иметь навыки пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
- обладать информационной компетентностью;
- использовать специальное программное обеспечение, электронные учебники, тренажеры, энциклопедии, Интернет;
- знать состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов;
- уметь создавать собственные электронные образовательные ресурсы;
- постоянно повышать свой образовательный уровень в области новых информационных технологий.
При учете педагогами данных требований удастся значительно повысить качество разработки электронных средств обучения, а значит, повысится и эффективность коррекционно-развивающего обучения.
Литература
-
- Беляев М.И. Технология создания электронных средств обучения / М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова. – М.: МГИУ, 2002. – 304 с.
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 352 с.
- Горина Е.Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий // Коррекционная педагогика. 2013 №2
- Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
- Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – №3. – С. 67-78.