ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Методологические основы формирования шахматного мышления у обучающихся

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Новое Хит
Certificate
Применение хэштега как средства анализа учебной информации
Хэштег – символ, популярный среди пользователей социальных сетей.
Другое Методическое обеспечение Учебная деятельность
Время14:51
Хит
Certificate
Решение проблемных вопросов использования демонстрационного эксперимента в преподавании географии
Решение проблемных вопросов использования демонстрационного эксперимента
Время39:00
Популярное
Certificate
Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения и повышения правовой культуры обучающихся
Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения
Методическое обеспечение до 30 минут Другое
Время39:00
Certificate
Социальные навыки школьника soft skills
Социальные навыки школьника soft skills
Методическое обеспечение Основное общее образование до 30 минут
Время39:00
Все медианары

Прочитайте содержание

Методологические основы формирования шахматного мышления у обучающихся

Способы развития шахматного мышления у детей

Шахматы как средство для формирования культуры здоровьесберегающей деятельности

 

Система образования России претерпевает значительные изменения, многие из которых направлены на создание оптимальных условий для индивидуального развития личности ребенка, а также формирование у него таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность и творческая активность.

Шахматы являются уникальной игрой, которая не только отвечает этим требованиям, но и представляет собой инструмент, обуславливающий отношение игрока к своему интеллектуальному, психическому и физическому здоровью.

В основе шахматной игры лежит математическая логика и анализ, поэтому случайных успехов в этой игре нет. Игрок учится делать ответственный выбор хода, предусматривать его последствия. Если эти действия перенести в реальную жизнь, то можно говорить о поступках и последствиях совершенных поступков. Постоянная игра в шахматы стимулирует детей позитивно относиться и к занятиям физкультурой и спортом, а также ответственно относиться к своему здоровью.

Именно задача по сохранению здоровья обучающихся и приобщение их к здоровому образу жизни является одной из основных задач современной школы. В идеале обучающийся должен начать сознательно относиться не только к своему здоровью, но и воспринимать его как общественную ценность.

Для достижения такого результата необходимо целенаправленно проводить политику по формированию здоровьесберегающей деятельности, которая должна осуществляться в контексте культуры, в которой живет ребенок.

Также необходимо учитывать, что выделяют три вида здоровья:

  • Психическое.

Под ним понимается состояние психологического и социального благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, осуществлять продуктивную и осознанную деятельность, а также может вносить вклад в развитие социума.

  • Интеллектуальное.

Это определенное состояние головного мозга, которое обеспечивает эффективное протекание познавательных психических процессов. К таким процессам, прежде всего, относятся внимание, мышление, восприятие и память, то есть процессы, с помощью которых осуществляется реализация конкретной стратегии по решению каких-либо актуальных задач.

  • Физическое.

Под ним понимается состояние организма человека, при котором он способен исправно выполнять все основные функции.

В деятельности педагогов на передний план выходит необходимость сделать образовательный процесс для детей в первую очередь, здоровьесберегающим. Это означает, что он должен быть успешным, радостным. Необходимо постоянно стимулировать и поддерживать устойчивый интерес к новым знаниям и умениям. В этой работе значительную помощь могут оказать занятия шахматами, когда активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества обучающихся.

В педагогике, для того чтобы добиться какого-то определенного результата, невозможно использовать исключительно прямые действия. Так, для изучения математики одних знаний недостаточно, ведь со стороны школьника нужен интерес как к предмету, так и познанию в целом. Это касается и шахмат, ведь для успешной игры необходимо знать не только правила движения фигур, но и наличие внешнего сопровождения игры. Такое сопровождение может выражаться в наличии «злости» на неудачи, стремлении изменить свою социальную роль в коллективе и т.д.

В культуре здоровьесбережения также требуется наличие внешнего «движителя», который бы имел мотивационный и значимый характер. С учетом явной тенденции среди обучающихся к стремлению к ведению здорового образа жизни необходимо выявить «движитель», который заставляет их отказываться от вредных привычек и активно занимать спортом.

Как правило, среди детей, которые регулярно занимаются шахматами, более 46% ведут здоровый образ жизни и активно занимаются спортом. При этом многие из них являются участниками и призерами различных олимпиад, конкурсов, спартакиад. Можно говорить о том, что при увеличении доли детей среди «шахматистов», будет расти и число обучающихся, ведущих здоровый образ жизни.

Шахматы являются одним из основных показателей, которые определяют уровень здоровьесберегающей жизнедеятельности обучающихся.

Это связано с уникальными особенностями шахмат, в том числе:

  • игра представляет собой творческий симбиоз искусства, науки и спорта;
  • они являются спортом, так как в них присутствует соревновательная составляющая;
  • в игре четко выражена идеальная концептуальная основа – это законы и опыт мастеров, который облечен в рекомендации;
  • в шахматах всегда есть возможность проявить свои эмоции и творчество;
  • шахматист на протяжении всей игры должен планировать предстоящую деятельность и разбивать эту деятельность на отдельные шаги и этапы;
  • в шахматах, игрок вынужден удерживать цель своей деятельности в ходе всего процесса игры;
  • партии никогда не повторяются, а авторские решения по выходу из различных игровых ситуаций всегда являются оригинальными;
  • каждый шахматист регулярно испытывает чувство творческого озарения.

Во время игры в шахматы ребенок учится выполнять строгие законы, при нарушении которых неизбежно придет расплата в виде проигрыша. Также обучающийся учится соблюдать различные закономерности, которые возникают в условиях изменяющихся обстоятельств: создание угрозы королю, положение фигур на доске и т.д.

Данные закономерности можно сравнить с нормами здоровьесберегающей жизнедеятельности, например:

  • старайся избегать рисков и непродуманных шагов;
  • придерживайся позитивных советов взрослых;
  • сохраняй свои ресурсы;
  • будь осмотрителен и т.д.

Старшие школьники уже вырабатывают свой уникальный стиль игры, не боятся экспериментировать на игровом поле, что выражается в следующих действиях:

  • продумывание и исполнение комбинаций из 3-6 ходов;
  • «изобретение» находок по недопущению поражения и др.

На данном этапе повышенное значение приобретает ряд метапредметных компетенций, среди которых:

  • готовность идти на компромисс;
  • готовность презентовать собственный опыт и достижения;
  • осуществление социального взаимодействия.

Одновременно этот опыт перекладывается детьми на реальную жизнь, в которой также ценится умение по предугадыванию проблем и их докризисного урегулирования. Также в реальной жизни востребована и активная жизненная позиция, которая направлена на достижение высоких результатов не только в спорте, но и учебе, и взаимоотношениях с окружающими.

Кроме того, психологические исследования показывают, что дети, которые освоили шахматы, отличаются более высокими скоростями психического развития:

  1. в 7-12 лет (аффектный этап) — деятельность ребенка приобретает постоянный индивидуальный характер;
  2. в 12-15 лет (идеаторный этап) — осуществляется процесс по усложнению понятий, умозаключений и суждений; у ребенка развивается абстрактное мышление; кризис подросткового возраста протекает более спокойно.

Обучение игре в шахматы полезно начинать уже в дошкольном возрасте, но, если этого не произошло, можно начинать обучение в любом возрасте. На начальном этапе обучения преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.

Формирование шахматного мышления у обучающихся реализуется через несколько этапов от репродуктивного повторения решения шахматных задач в типовых положениях до творческого применения знаний и умений в ситуациях, предполагающих иногда отказ от общепринятых стереотипов.

Используются такие формы работы, как:

  1. организация практических игр;
  2. решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  3. выполнение заданий, упражнений;
  4. проведение теоретических занятий по культуре игры в шахматы, изучению истории возникновения и развития шахмат, правила движения фигур;
  5. изучение основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур;
  6. организация сюжетно-ролевых игр на шахматную тематику;
  7. организация театральных постановок;
  8. чтение сказок, рассказов, стихов;
  9. изготовление тематических рисунков, поделок, шахматных игрушек;
  10. написание сочинений, эссе, стихов, рассказов на шахматную тематику;
  11. организация выставок фестивалей, конкурсов, направленных на популяризацию игры в шахматы;
  12. организация турниров и соревнований различных уровней.

Являясь универсальным средством развития, игра в шахматы, способствует решению ряда педагогических задач.

  1. Познавательные задачи:
  • расширение кругозора;
  • обучение обдумыванию решений;
  • запоминание этапов игры;
  • умение предвидеть результаты принятых решений;
  • умение ориентироваться на плоскости и т.д.
  1. Развивающие задачи:
  • развитие логического мышления;
  • развитие умений анализировать и синтезировать информацию;
  • развитие умений строить умозаключения;
  • развитие изобретательности.
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитание целеустремленности, выдержки, воли, усидчивости, внимательности, самостоятельности, гибкости и собранности;
  • воспитание самокритичности, привычки самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
  • воспитание самостоятельности в принятии решений и т.д.
  1. Эстетические задачи:
  • обогащение внутреннего мира;
  • развитие фантазии;
  • способность радоваться красивым комбинациям.
  1. Физические задачи – игра в шахматы требует усидчивости, выносливости, поэтому побуждает к занятиям физкультурой.
  2. Коррекционные задачи:
  • игра в шахматы помогает гиперактивным обучающимся стать спокойнее, уравновешеннее;
  • игра в шахматы формирует умение длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности

Обучающиеся, которые постоянно играют в шахматы, отличаются лучшим психическим и интеллектуальным здоровьем, в результате чего им лучше удается концентрироваться на выполнении различного рода деятельности, сберегать ресурсы своего организма, а также быть более счастливыми за счет осознания жизни во всем ее позитивном многообразии.

 

Литература

  1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. -М.: ФиС, 1976. -288с.
  2. Азарова Т.В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявления и учет в процессе обучения. М., 1978.
  3. Гик Е.Я. Беседы о шахматах. М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
  4. Греков И. Воспитательное значение шахмат// Шахматы в СССР, 1947, №10, С. 7
  5. Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. М.: издание всероссийского шахматного клуба, 2000. -62с.
  6. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  7. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  8. Костьев А.Н. Уроки шахмат. М.: ФиС, 1984. - 208 с
  9. Котов А.А. Тайны мышления шахматиста. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1970. - 160 с.
  10. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. М.: ФиС, 1981. -183 с.

 

Прочитать материал полностью
«

Бесплатные медианары для учителей с выдачей свидетельства стали для меня удивительным открытием, так как удивили своим новшеством и оригинальностью. Вся информация структурирована и отличается легкостью в восприятии и непременно пригодится мне в процессе ежедневной деятельности.

Горбунов Тимофей Геннадьевич
Нижний Новгород, прогимназия № 421

«

Проходила мединар по Формированию коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения и получила массу приятных впечатлений, узнала много интересной и полезной информации для моей дальнейшей деятельности. Как и было обещано учредителями, по окончанию мединара получила официальное свидетельство. Спасибо большое!

Марина Жукова

Оставьте ваш отзыв о медианаре