ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

165 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Организация работы по поддержке и развитию талантливых обучающихся

Доступные к загрузке файлы

1. Файл Презентация к медианару .pptx

2. Файл material_doc .docx

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

165 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Новое Популярное Хит
Certificate
Эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности: сущность, задачи и пути формирования
Эстетическое воспитание как важнейший аспект личностного развития учащихся
Воспитательная работа до 30 минут
Новое Популярное Хит
Certificate
Творческая самореализация обучающихся в целостном педагогическом процессе
Формирование у обучающихся навыков творческой самореализации
Воспитательная работа Начальное общее образование Основное общее образование Педагогические технологии Учебная деятельность
Все медианары

Прочитайте содержание

Организация работы по поддержке и развитию талантливых обучающихся

Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является задача создания условий для проявления и развития одаренности у детей, чтобы каждый обучающийся имел возможность проявить и реализовать свои способности. По утверждению Андрея Николаевича Колмогорова, «лучшим тестом на интеллектуальную одарённость является участие в исследовательской деятельности». Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
    Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
    Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отказываться от намеченной цели. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и выражают неудовольствие, если им навязывают готовый ответ.
    Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
    В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
    Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
    Не могут четко развести реальность и фантазию.
    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока не по силам. С точки зрения их развития такие попытки полезны.
    Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
    ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. 
    Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
    отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
    функционально-целевая направленность школы в плане развития интеллекта обучающихся;
    ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.
    Проблема развития исследовательских навыков стала одной из наиболее актуальных также в связи с введением ФГОС. Отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера, способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. 
    Часто проблема заключается в том, что каждый педагог в школе работает с исследованием ребенка индивидуально, обособленно, иногда, даже, соревнуясь с другими педагогами, и поэтому не всегда охотно делится своим опытом и знаниями. При этом среди педагогов существуют различные точки зрения на оформление, представление итогов и результатов работы. Именно это заставляет задуматься о том, как объединить педагогов, обобщить их знания и распространить опыт среди коллег. 
    В этой связи наиболее эффективной формой организации учебно-исследовательской деятельности школьников являются занятия в научном обществе обучающихся.
    Созданию научного общества обучающихся (НОО) предшествует большая подготовительная работа. В первую очередь, необходимо изучить мнение педагогического, ученического и родительского коллективов. Проведение опроса о необходимости создания НОО, необходимо проводить с той позиции, что это даст возможность одарённым обучающимся развить свои способности в самостоятельной исследовательской деятельности.
    Целью проекта «НОО» является формирование системы работы с обучающимися через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.     
    Задачи научного общества обучающихся:
1.    Создание единого «ресурса» по сопровождению исследовательской и проектной деятельности.
2.    Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и их социализации.
3.    Обучение детей работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
4.    Организация работы по овладению обучающимися навыками экспериментальной и исследовательской работы.
5.    Организация консультационных мероприятий для педагогов по вопросам исследовательской и проектной деятельности. 
6.    Организация образовательных мероприятий.
Участники:
    обучающиеся 2-11 классов, 
    педагоги - научные руководители, 
    узкие специалисты (библиотекарь, руководитель музея, сотрудник архива, психолог). 
    НОО осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.
    Структура НОО: Общее собрание – Совет НОО – Предметные секции – Конференция. 
Общее собрание участников научного общества обучающихся
    Коллективно решает любые вопросы, касающиеся деятельности НОО: план работы на год, состав секций, утверждает нормативные документы НОО, символику, совет НОО, подводит итоги, участвует в награждении участников НОО. Проводится 2 раза в год.
Совет научного общества обучающихся
    Руководит деятельностью НОО в период между общими собраниями, решает организационные вопросы, готовит публикации актуальной информации о работе НОО.  
    В состав Совета входит по 1 представителю от каждой секции. Из числа обучающихся — членов совета НОО избирается руководитель совета, заместитель, пресс-служба (фотовидеооператор, журналист). Таким образом, в рамках работы НОО реализуется принцип самоуправления. 
Предметные секции
    Формируются по интересам, в состав входит не менее 5 обучающихся. Руководитель секции – педагог - научный руководитель - курирует работу участников секции, проводит заседания секции, заполняет текущую документацию НОО, ведет учет достижений обучающихся. 
    Занятия предметной секции проводятся не реже 1 раза в неделю. На занятия с обучающимися отводится 25 часов. Межсекционные занятия проводятся не реже 1 раза в месяц. 
    Педагог готовит обобщение опыта работы секции для публикации в печатном сборнике НОО. В зависимости от количества обучающихся и педагогов в образовательном учреждении могут быть сформированы такие секции, как эколого-биологическая, математическая, лингвистическая, филологическая, экономико-географическая, секции краеведения, робототехники, общественно-экономических дисциплин, культурологи. 
Учебно-исследовательская конференция
     Это площадка для представления результатов учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся. Организуется 1 раз в год, в конце учебного года. Организация конференции, состав оргкомитета, правила и сроки подачи работ на конференцию регламентируются положением «Об учебно-исследовательской конференции» и утверждаются приказом директора по школе. 
Документы, необходимые для осуществления деятельности научного общества обучающихся
    Положение о научном обществе обучающихся.
    Положение о конференции исследовательских, проектных и творческих работ. 
    Требования к исследовательским работам. 
    Протоколы конференций и заседаний Совета научного общества. 
    Планы работы научного общества обучающихся и предметных секций. 
    Обычно, у научного общества есть своя Символика. Название могут придумать сами дети. Эмблема и Гимн создается представителями секций. Членам общества могут вручаются значки с изображением эмблемы, свидетельствующие о принадлежности обучающихся к сообществу исследователей. Обязательна разработка и оформление стенда НОО для размещения текущей информации о деятельности НОО. От качества представленной на стенде информации зависит популярность НОО в образовательном учреждении. Кроме того, это одно из направлений привлечения в общество новых членов.
    Работа НОО ведется в трех направлениях: для участников 1 года и 2 года и для педагогов. 
    В рамках первого года обучения организован и проводится по плану «Курс юного исследователя» или «Учусь быть исследователем», где обучающиеся получают первые навыки исследовательской работы. 
    Целью курса является знакомство обучающихся с основными приёмами учебно–исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения учебного исследования. Расширяется кругозор обучающихся, совершенствуются техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах, ребенок обучается работе с разными источниками информации.    
    Следующим направлением работы научного общества являются оказание практической помощи обучающимся в проведении исследовательской работы через индивидуальные и групповые консультации. Исследователем под руководством научного руководителя составляется программа действий. Программа курса обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий в практической работе. Осуществляется рецензирование исследовательских работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
    Немаловажное значение имеют консультации для педагогов. Они носят не только теоретический характер и проходят в формате обсуждения. 
    Работа команды педагогов и обучающихся при подготовке исследования позволяют получить хорошие результаты. Первым результатом реализации проекта является проведение учебно-исследовательской конференции. Обычно, она проводится в конце учебного года.  Здесь могут быть представлены как законченные учебно-исследовательские работы, проектные работы, так и выступления с промежуточными результатами работы. 
Тематика работ может быть различная. Работы должны соответствовать требованиям и критериям к выполнению и оформлению научно-практических работ согласно требованиям конференций различных уровней. Целесообразно разработать памятку «Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы». По итогам конференции может быть выпущен сборник методических материалов участников конференции, электронный вариант которого размещается и на сайте образовательного учреждения. 
    С целью определить степень удовлетворенности участников НОО деятельностью в обществе, своим положением в нем, результатами исследовательской деятельности, проводится анкетирование обучающихся и родителей. Анкетирование покажет, как оценивается деятельность Научного общества детьми. Научились ли проводить исследование, развили ли необходимые умения. Обычно, все подростки удовлетворены организацией занятий и результативностью своей исследовательской деятельности. Родители отмечают, что данные занятия приносят не только большую пользу, но и удовольствие их детям. Ведь все родители хотят видеть своих детей высокообразованными, обладающими компетенциями, которые впоследствии помогут ребенку занять свое место в обществе.  Занятие исследовательской деятельностью в НОО создает условия для формирования конкурентоспособной личности. 
    При разработке инновационного проекта необходимо посчитать риски, с которыми, возможно, придется столкнуться, и разработать пути их предупреждения и преодоления: отсутствие нормативной базы, слабое финансирование, отсутствие интереса со стороны администрации образовательного учреждения, отсутствие желающих участвовать в НОО, загруженность педагогов и обучающихся. 
    Сегодня в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта работа школьного научного общества, как одна из форм организации работы с одаренными детьми, становится просто необходимой. Школьное научное общество является универсальным объединением для способных обучающихся, особенно в небольших населенных пунктах, где нет высших учебных заведений, исследовательских лабораторий и центров, крупных библиотек; получение научной информации возможно в основном через Интернет, научно-популярную литературу и от педагогов.
    Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.

Прочитать материал полностью
«

Спасибо большое образовательному порталу за чудесные и удивительные бесплатные мединары для учителей. С уверенность могут сказать лишь то, что они будут полезными и познавательными для молодых специалистов и учителей с опытом работы. С помощью мединаров я узнала много полезной и необходимой мне информации.

Ситникова Надежда Агафоновна
Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, г. Белоозерск, Вологодская область

«

Хочется выразить огромную благодарность всем создателям мединара за полезную и интересную информацию. В ходе занятий узнал много полезных и увлекательных фактов, которые помогут мне в моей дальнейшей работе. Приятным бонус в конце мединара стало официальное свидетельство о прохождении курса.

Русаков Дмитрий Робертович
Средняя общеобразовательная школа № 227, г. Москва

Оставьте ваш отзыв о медианаре