ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является задача создания условий для проявления и развития одаренности у детей, чтобы каждый обучающийся имел возможность проявить и реализовать свои способности. По утверждению Андрея Николаевича Колмогорова, «лучшим тестом на интеллектуальную одарённость является участие в исследовательской деятельности». Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отказываться от намеченной цели. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и выражают неудовольствие, если им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока не по силам. С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
функционально-целевая направленность школы в плане развития интеллекта обучающихся;
ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.
Проблема развития исследовательских навыков стала одной из наиболее актуальных также в связи с введением ФГОС. Отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера, способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности.
Часто проблема заключается в том, что каждый педагог в школе работает с исследованием ребенка индивидуально, обособленно, иногда, даже, соревнуясь с другими педагогами, и поэтому не всегда охотно делится своим опытом и знаниями. При этом среди педагогов существуют различные точки зрения на оформление, представление итогов и результатов работы. Именно это заставляет задуматься о том, как объединить педагогов, обобщить их знания и распространить опыт среди коллег.
В этой связи наиболее эффективной формой организации учебно-исследовательской деятельности школьников являются занятия в научном обществе обучающихся.
Созданию научного общества обучающихся (НОО) предшествует большая подготовительная работа. В первую очередь, необходимо изучить мнение педагогического, ученического и родительского коллективов. Проведение опроса о необходимости создания НОО, необходимо проводить с той позиции, что это даст возможность одарённым обучающимся развить свои способности в самостоятельной исследовательской деятельности.
Целью проекта «НОО» является формирование системы работы с обучающимися через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи научного общества обучающихся:
1. Создание единого «ресурса» по сопровождению исследовательской и проектной деятельности.
2. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и их социализации.
3. Обучение детей работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
4. Организация работы по овладению обучающимися навыками экспериментальной и исследовательской работы.
5. Организация консультационных мероприятий для педагогов по вопросам исследовательской и проектной деятельности.
6. Организация образовательных мероприятий.
Участники:
обучающиеся 2-11 классов,
педагоги - научные руководители,
узкие специалисты (библиотекарь, руководитель музея, сотрудник архива, психолог).
НОО осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.
Структура НОО: Общее собрание – Совет НОО – Предметные секции – Конференция.
Общее собрание участников научного общества обучающихся
Коллективно решает любые вопросы, касающиеся деятельности НОО: план работы на год, состав секций, утверждает нормативные документы НОО, символику, совет НОО, подводит итоги, участвует в награждении участников НОО. Проводится 2 раза в год.
Совет научного общества обучающихся
Руководит деятельностью НОО в период между общими собраниями, решает организационные вопросы, готовит публикации актуальной информации о работе НОО.
В состав Совета входит по 1 представителю от каждой секции. Из числа обучающихся — членов совета НОО избирается руководитель совета, заместитель, пресс-служба (фотовидеооператор, журналист). Таким образом, в рамках работы НОО реализуется принцип самоуправления.
Предметные секции
Формируются по интересам, в состав входит не менее 5 обучающихся. Руководитель секции – педагог - научный руководитель - курирует работу участников секции, проводит заседания секции, заполняет текущую документацию НОО, ведет учет достижений обучающихся.
Занятия предметной секции проводятся не реже 1 раза в неделю. На занятия с обучающимися отводится 25 часов. Межсекционные занятия проводятся не реже 1 раза в месяц.
Педагог готовит обобщение опыта работы секции для публикации в печатном сборнике НОО. В зависимости от количества обучающихся и педагогов в образовательном учреждении могут быть сформированы такие секции, как эколого-биологическая, математическая, лингвистическая, филологическая, экономико-географическая, секции краеведения, робототехники, общественно-экономических дисциплин, культурологи.
Учебно-исследовательская конференция
Это площадка для представления результатов учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся. Организуется 1 раз в год, в конце учебного года. Организация конференции, состав оргкомитета, правила и сроки подачи работ на конференцию регламентируются положением «Об учебно-исследовательской конференции» и утверждаются приказом директора по школе.
Документы, необходимые для осуществления деятельности научного общества обучающихся
Положение о научном обществе обучающихся.
Положение о конференции исследовательских, проектных и творческих работ.
Требования к исследовательским работам.
Протоколы конференций и заседаний Совета научного общества.
Планы работы научного общества обучающихся и предметных секций.
Обычно, у научного общества есть своя Символика. Название могут придумать сами дети. Эмблема и Гимн создается представителями секций. Членам общества могут вручаются значки с изображением эмблемы, свидетельствующие о принадлежности обучающихся к сообществу исследователей. Обязательна разработка и оформление стенда НОО для размещения текущей информации о деятельности НОО. От качества представленной на стенде информации зависит популярность НОО в образовательном учреждении. Кроме того, это одно из направлений привлечения в общество новых членов.
Работа НОО ведется в трех направлениях: для участников 1 года и 2 года и для педагогов.
В рамках первого года обучения организован и проводится по плану «Курс юного исследователя» или «Учусь быть исследователем», где обучающиеся получают первые навыки исследовательской работы.
Целью курса является знакомство обучающихся с основными приёмами учебно–исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения учебного исследования. Расширяется кругозор обучающихся, совершенствуются техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах, ребенок обучается работе с разными источниками информации.
Следующим направлением работы научного общества являются оказание практической помощи обучающимся в проведении исследовательской работы через индивидуальные и групповые консультации. Исследователем под руководством научного руководителя составляется программа действий. Программа курса обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий в практической работе. Осуществляется рецензирование исследовательских работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Немаловажное значение имеют консультации для педагогов. Они носят не только теоретический характер и проходят в формате обсуждения.
Работа команды педагогов и обучающихся при подготовке исследования позволяют получить хорошие результаты. Первым результатом реализации проекта является проведение учебно-исследовательской конференции. Обычно, она проводится в конце учебного года. Здесь могут быть представлены как законченные учебно-исследовательские работы, проектные работы, так и выступления с промежуточными результатами работы.
Тематика работ может быть различная. Работы должны соответствовать требованиям и критериям к выполнению и оформлению научно-практических работ согласно требованиям конференций различных уровней. Целесообразно разработать памятку «Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы». По итогам конференции может быть выпущен сборник методических материалов участников конференции, электронный вариант которого размещается и на сайте образовательного учреждения.
С целью определить степень удовлетворенности участников НОО деятельностью в обществе, своим положением в нем, результатами исследовательской деятельности, проводится анкетирование обучающихся и родителей. Анкетирование покажет, как оценивается деятельность Научного общества детьми. Научились ли проводить исследование, развили ли необходимые умения. Обычно, все подростки удовлетворены организацией занятий и результативностью своей исследовательской деятельности. Родители отмечают, что данные занятия приносят не только большую пользу, но и удовольствие их детям. Ведь все родители хотят видеть своих детей высокообразованными, обладающими компетенциями, которые впоследствии помогут ребенку занять свое место в обществе. Занятие исследовательской деятельностью в НОО создает условия для формирования конкурентоспособной личности.
При разработке инновационного проекта необходимо посчитать риски, с которыми, возможно, придется столкнуться, и разработать пути их предупреждения и преодоления: отсутствие нормативной базы, слабое финансирование, отсутствие интереса со стороны администрации образовательного учреждения, отсутствие желающих участвовать в НОО, загруженность педагогов и обучающихся.
Сегодня в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта работа школьного научного общества, как одна из форм организации работы с одаренными детьми, становится просто необходимой. Школьное научное общество является универсальным объединением для способных обучающихся, особенно в небольших населенных пунктах, где нет высших учебных заведений, исследовательских лабораторий и центров, крупных библиотек; получение научной информации возможно в основном через Интернет, научно-популярную литературу и от педагогов.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.