ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Дошкольный возраст – решающий период в жизни ребенка, во время которого формируется фундамент его психического и физического здоровья. Если у ребенка нет позитивного опыта в общении и разрешении различных социальных конфликтов, а также преодолении неудач, то он просто не сможет стать сильным ни психически, ни физически.
Дошкольный возраст – решающий период в жизни ребенка, во время которого формируется фундамент его психического и физического здоровья. Если у ребенка нет позитивного опыта в общении и разрешении различных социальных конфликтов, а также преодолении неудач, то он просто не сможет стать сильным ни психически, ни физически.
Одним из видов самотерапии является игра, при погружении в которую ребенок самостоятельно может справиться с разнообразными проблемами. Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самоутверждении, самовыражении, саморегулярции, самореализации и самоопределении.
Применение игры в качестве терапевтического средства базируется на теории игры, авторами которой являются А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготская, Д.Б. Эльконин. Так, по мнению, Выготского игра является пространством «внутренней социализации» ребенка и средством усвоения им различных социальных установок.
В своих работах Леонтьев отмечал, что игра предоставляет личности свободу в воображении. Эльконин к этому добавлял, что в возрастной периодизации детей особая роль принадлежит ведущей деятельности. При этом для каждого возраста она имеет свое содержание. Во всех ведущих деятельностях возникают и формируются определенные психические новообразования.
Именно игра выступает в качестве ведущего вида деятельности для детей дошкольного возраста. О важности игры и ее использования для коррекционных целей отмечали многие советские исследователи. Например, А.С. Спиваковская считала, что основным принципом игровой коррекции является воздействие на ребенка с учетом особенностей конкретной обстановки и контакта.
Суть принципа заключается в следующем: для запуска механизма перестройки поведения детей, которые отличаются робостью в общении, необходимо изменить условия, в которых находится ребенок. Это означает, что требуется появление нежелательных форм поведения.
Л.А. Абрамян при исследовании способов преодоления негативных эмоциональных состояний средствами игры удалось подробно раскрыть процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоционально личностной сферы. По мнению исследователя, во время игры-драматизации ребенок начинает испытывать двойственные переживания. Это означает, что он одновременно «лепит» образ и тем самым преобразует себя, а также смотрит на этот процесс со стороны и радуется происходящим изменениям.
А.И. Захаров считал, что целью коррекции является перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Детям свойственно наделение персонажей собственными отрицательными эмоциями и чертами характера, они также переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют ему какие-либо неприятности.
Выделяют три основные функции игровой психотерапии:
Содержание детских игр постоянно развивается. Постепенно наблюдается переход от игр, в которых доминирует предметная деятельность, к играм, где уже в качестве основного содержания выступает подчинение правилам общественного поведения, а также выстраивание отношений между людьми.
Целевые ориентиры применения игровых технологий.
Выделяют следующие ориентиры:
В структуру игры включают следующие процессы:
Роль – это единица игры и одновременно центральный момент, который объединяет все ее аспекты. В качестве сюжета игры выступает воспроизводимая в ней область действительности. Под содержанием игры понимается то, что воспроизводится детьми в качестве основного момента деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. За счет этого во время игры осуществляется формирование произвольного поведения ребенка, а также его социализация.
Игротерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Групповая игротерапия используется в тех случаях, когда у ребенка присутствует потребность в общении. Если такая потребность уже сформирована, то оптимальный вариант – индивидуальная игротерапия.
В качестве противопоказания для индивидуальной игротерапии часто является сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка. Для групповых форм противопоказаниями выступают:
Однако в любом случае перед групповой игротерапией должна использоваться индивидуальная форма, которая позволяет снять острую симптоматику и подготовить ребенка к дальнейшей работе в группе.
Групповая игротерапия – это психологический и социальный процесс, во время которого дети естественным образом контактируют друг с другом, приобретают новые знания как о себе, так и о других детях. Такой подход признан эффективным средством воспитания и часто используется для профилактики психоэмоциональных нарушений личности.
С помощью игротерапии решаются следующие задачи:
При общении дети помогают друг другу распределять ответственность за построение межличностных отношений, приобретают опыт выстраивания контактов с другими людьми.
Для оценки уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у дошкольников, умений межличностного общения применяются следующие критерии:
Для оценки данных умений используется пятибалльная система:
Совместная игровая деятельность, которая организуется педагогом, предполагает проведение различных игр:
Проводить коммуникативные игры рекомендуется на ежедневной основе. С младшей группой занятия проводятся в утренние часы, что позволяет сплотить детей и создать положительный настрой на дальнейшую деятельность.
Они развивают:
Особенность театрализовано-игровой деятельности состоит в том, что она сочетает в себе зачатки ролевой игры и зачатки театрального искусства.
В театрализованных играх сохраняются все характерные признаки ролевых игр:
Театрализованные игры, если их сравнивать с сюжетно-ролевыми, всегда развиваются по заранее составленному сценарию. Такие игры также обеспечивают развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы.
С помощью театрализованных игр решаются следующие задачи:
Для использования театрализованных игр ребенка следует соответствующим образом подготовить. Такая работа ведется с младшего возраста, для чего применяются методы сказкотерапии и куклотерапии. Одновременно дети посещают театры со взрослыми.
Далее работа уже направлена на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, а также совершенствование восприятия и представлений.
На следующем этапе осуществляется формирование театрализованно-игровой деятельности, что предполагает осваивание детьми простых элементов интонационно-пластической выразительности образов и сюжета.
Свою эффективность в театрализованной игротерапии доказали:
Необходимо, чтобы дети могли анализировать свои ощущения эмоционального состояния и поведения в конкретный момент деятельности, что требуется для овладения ими саморегуляцией и приобретения умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Характерная особенность театрализованных игр – наличие литературной или фольклорной основы их содержания, а также наличие зрителей.
Одновременно все перечисленные виды игр позволяют решать целый комплекс задач:
Игра, несмотря на то что является развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение, использоваться в качестве терапии и стать моделью типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Список использованной литературы