ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Популярное
Certificate
Активизация образовательного процесса через использование межпредметных связей на уроках технологии
Межпредметные связи на уроках технологии
Методическое обеспечение Основное общее образование Психологическое сопровождение до 30 минут
Популярное Хит
Certificate
Инновационные подходы к образованию: исследовательский метод обучения
Исследовательский метод обучения способ освоения действительности
Начальное общее образование Основное общее образование Педагогические технологии Учебная деятельность до 30 минут
Популярное Хит
Certificate
Групповой метод обучения как инструмент педагогизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Групповой метод обучения как общедидактический подход
Методическое обеспечение Начальное общее образование Основное общее образование Педагогические технологии Среднее общее образование Учебная деятельность
Все медианары

Прочитайте содержание

Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде

Способы борьбы с экстремизмом в молодежной среде

Экстремизм в подростково-молодежной среде: профилактика и противодействие  

 

Всё чаще в последнее время в новостных программах радио и телевидения, на страницах газет и журналов, в интернете мы встречаем слово «экстремизм». Чаще всего оно употребляется в паре со словом «терроризм» и в сознании людей эти слова стали почти синонимами.

Терроризм – это совокупность противоправных действий (убийств, похищений, диверсий и т.д.), служащая средством достижения политических целей.

Экстремизм происходит от латинского «extremus» — крайний, т.е. что-то, выходящее за определенные нормы, либо приверженность к крайним взглядам и в особенности мерам: провокациям беспорядков, террористическим акциям и др. Мы будем рассматривать экстремизм как убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, стратегии, действия личности, выходящие за рамки общепринятого, обычного.

Российское государство, как и все мировое сообщество, на протяжении многих лет вырабатывает меры противодействия экстремистской и террористической деятельности, так как на сегодняшний день она является одной из главных угроз всему человечеству. В 2001 г. Россия подписала «Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В 2002 году в российском законодательстве появился Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Документ четко определяет, что входит в понятие экстремизма. К самым распространенным проявлениям экстремизма относятся:

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Но говорить о противодействии можно тогда, когда имеют место действия. А что делать с чувствами, убеждениями, взглядами? Чем они так опасны и почему мы говорим именно о борьбе с экстремизмом?

Дело в том, что взгляд на это явление всегда субъективен. Во-первых, зачастую сложно отличить от экстремизма свободное изложение собственной точки зрения на острые общественно-политические вопросы. Во-вторых, проявление крайних взглядов неминуемо приводит если не к самому насилию, то, как минимум, к призывам совершить противоправные действия в отношении личности, общества или государства.

Взгляд на «обычное» или «общепринятое» также всегда субъективен. Деятельность экстремистских групп может различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Одни экстремистские действия могут рассматриваться некоторыми людьми как несправедливые, аморальные, антисоциальные, а другие – как справедливые и добродетельные (например, легитимная борьба за свободу). Таким образом, обозначение видов деятельности людей и групп как «экстремистских» зависит от политической, нравственной, личной позиции оценивающего относительно деятеля.

Поэтому самая восприимчивая к воздействию идеологии экстремизма и террора категория граждан – подростки и учащаяся молодежь. Юношеский возраст всегда был самой благодатной почвой для культивирования разного рода крайностей. Он сам по себе экстремальное состояние организма: интенсивная выработка гормонов влияет не только на рост и развитие тела, но и на психоэмоциональное состояние подростка. То, что с ним происходит, нормально с точки зрения природы. Он стремится получить статус взрослого, отказываясь принимать жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется учиться на собственных ошибках, чтобы получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт. Стремление обозначить, утвердить, а потом и расширить границы собственных возможностей, границы дозволенного, общепринятого делает экстремистом по определению практически любого молодого человека в возрастной категории, условно, от 13 до 21 года, а фактически и позже.

Подростков отличает острота восприятия и критичность по отношению к окружающей действительности. А современное общество, неспособное оградить своих юных граждан от ненависти, нетерпимости, насилия, провоцирует их на ответную озлобленность, нетерпимость, протест и агрессию. Поэтому именно в молодежной среде легко приживаются радикальные взгляды и убеждения, что делает ее удобной мишенью для экстремистских организаций, использующих молодежь в своих интересах.

Всякое антиобщественное явление имеет социально-экономическую подоплеку. Экстремизм не исключение. Среди множества факторов, порождающих экстремистские проявления, можно выделить ряд основных, тесно взаимосвязанных:

  • глубокий экономический и социальный кризис, приведший к обнищанию многочисленных групп населения, ослаблению государственной власти и дискредитации ее институтов, падению исполнительной дисциплины;
  • снижение уровня образования и культуры (в том числе культуры общения), разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма;
  • обострение межнациональных конфликтов, рост национализма и сепаратизма, так называемый «исламский фактор»;
  • чрезвычайная и порой чрезмерная социальная и политическая активность средств массовой информации;
  • использование в противоправных целях сети Интернет, которая предоставляет экстремистам самого разного толка доступ к широкой аудитории в целях открытой пропаганды своей деятельности.

Все вышеперечисленное – это наша повседневная жизнь, в которой и взрослому человеку трудно порой сохранить самообладание и здравомыслие. Что говорить о молодых людях, воспринимающих поверхностно противоречия социального бытия вследствие незавершенности процессов социализации. Социально-психологическая незрелость и идеологическая неустойчивость в сочетании с юношеским максимализмом и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей приводят молодых людей в ряды борцов за радикальное обновление форм и способов жизнедеятельности.

Таким образом, экстремизм в молодежной среде можно рассматривать как неадекватные попытки некоторой части молодежи разрешить социально-политические противоречия в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений. Пренебрежение к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, нетерпимость к согражданам, принадлежащим к другим гендерным, социальным и политическим группам, этносам, вероисповеданиям, модным направлениям и т.д. – вот основные формы выражения молодежного экстремизма.

Нереально «перевоспитать» подростков с экстремистскими взглядами, пытаясь усовестить или при помощи идейной дискуссии. Их взгляды, как правило, нелогичны, а иногда каких-либо определенных взглядов и вовсе нет. Зато публичное рассмотрение проблемы может укрепить уверенность юных нигилистов в том, что они идут правильным путем, раз привлекают столь пристальное внимание.

Информирование старшеклассников и студентов о том, какие действия квалифицируются как экстремистские и какое наказание за них предусмотрено законом, к сожалению, также малоэффективно, так как страх наказания редко останавливает человека, особенно если он считает себя правым.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» определяет основные направления противодействия экстремистской деятельности:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Необходимость юридических и силовых методов противодействия экстремистской деятельности очевидна, но они не могут заменить профилактические. Поэтому приоритетом в борьбе с молодежным экстремизмом в первую очередь должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению.

Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности среди молодежи – актуальнейшая проблема, требующая пристального внимания не только правоохранительных органов, но и педагогов, и психологов, и общественных организаций, поскольку это кропотливая социальная работа, тесно связанная с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни в природной и социальной среде, с проблемами воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

Во многих странах мира, в последние годы разрабатываются и внедряются различные программы профилактики экстремизма. Однако далеко не все из них дают положительные результаты вследствие недостаточного теоретического обоснования, отсутствия апробированных эффективных технологий и даже точного определения предмета воздействия.

Существует не так много психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма.

Первый, и самый популярный, основан на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей. Они не просто пугают подростков негативной информацией, а приводят факты о трудных жизненных ситуациях и мотивах членов данных организаций.  Молодые люди должны знать основные положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Например, в Статье 3.1. определены особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов: «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами».

Несмотря на распространенность, данная превентивная стратегия сама по себе не является эффективной. Зачастую результат такой работы противоположен задуманному. Информация способствует повышению уровня знаний, но она может вызвать отвращение и подтолкнуть к выражению разного рода нетерпимости. Кроме того, большинство таких программ не имеют своей целью изменение поведения молодежи, не направлены на формирование у нее толерантности, национальной терпимости и веротерпимости. За пределами внимания остаются и проблемы самореализации молодых людей в современном мире.

Чаще всего эти программы непродолжительны и недостаточно интенсивны. Подробная информация об опасности экстремистских организаций приносит максимальную пользу, если включена в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

Следующий подход основан на аффективном обучении. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). Подростки, не умеющие открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованны в проявлении чувств, не имеют авторитета у сверстников и не принимаются ими в группы, поэтому ради признания готовы на все, даже на преступления. Задача педагогических работников в реализации данного подхода – обучение молодых людей управлению своими эмоциями. Развитие эмоциональной сферы способствует формированию умения накапливать собственный и чужой опыт переживаний, выработке навыков принятия решений в сложных стрессовых ситуациях и в целом уменьшает склонность к крайнему проявлению эмоций, делая человека их хозяином, а не рабом.

Данный подход, также в сочетании с другими, достаточно эффективен и особенно актуален для России, где эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание заложены в фундамент культуры воспитания детей. «Не плачь!», «Не кричи!», «Мужчины не плачут!» – вот та родительская программа, которая, угнетая эмоциональную сферу, пагубно влияет на формирование личности в целом.

Тесно связан с предыдущим подход, основанный на понимании роли социума в развитии человеческой личности. Влияние семьи и сверстников является важнейшим фактором, способствующим или препятствующим зарождению экстремистских идей, так как социальная среда – источник обратной связи, поощрений и наказаний. Данный подход предполагает специальные программы и тренинги, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды. Работа ведется в двух направлениях: с родителями подростков и с самими подростками — молодежными лидерами, желающими пройти определенное обучение устойчивости к социальному давлению, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

Чрезвычайно важен подход, основанный на формировании жизненных навыков подростков, оказании им помощи в достижении возрастных и личных целей. Непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие – основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля. Разрабатываются программы формирования жизненных навыков, которые необходимы для дальнейшей самореализации человека в обществе. Умение ориентироваться во взаимоотношениях, выстраивать свое поведение в различных ситуациях повышает уверенность подростков в себе и, как следствие, уменьшает агрессию, делает их устойчивее к различным отрицательным социальным влияниям.

На возрастные особенности подростков рассчитан подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской. Он предполагает разработку и внедрение альтернативных социальных программ развития специфической активности молодежи, в которых могли бы быть социально приемлемым образом реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность. Данное направление является попыткой сублимации экстремистской агрессии в различные виды конструктивной деятельности: занятия спортом, путешествия, творчество, хобби, клубы и т.д.

Проанализировав все перечисленные стратегии, нетрудно заметить, что вектор профилактической работы направлен на укрепление внутренних позиций формирующейся личности, способных стать надежным барьером на пути проникновения в сознание идеологии экстремизма и терроризма. Только воспитательные меры могут дать наилучшие результаты, и к их реализации необходимо привлечь все возможные ресурсы: семью, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, спортивные секции, молодежные организации и т.д.

Становление личности, ее социализация начинаются в семье, здесь закладывается мышление и приобретаются навыки взаимодействия. К сожалению, далеко не все первые уроки, которые родители дают своим детям, самые лучшие. А усваиваются они очень прочно. Влиять на семейное воспитание крайне сложно. Однако работа с семьей необходима самим родителям прежде всего.

Образовательная система, безусловно, несет ответственность за воспитание толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Работа педагогов по воспитанию толерантности должна включать профилактику бытовой ксенофобии, нетерпимости к дискриминации и иные элементы, непосредственно ориентирующие воспитуемого на выбор правомерного, социально одобряемого варианта удовлетворения своих личных интересов и потребностей.

Конечная цель этой работы – изменение правового сознания людей таким образом, чтобы сама мысль о возможности применения насильственных методов для разрешения любых проблем и противоречий: территориальных, социальных, конфессиональных, культурных – была неприемлема для абсолютного большинства населения.

К сожалению, зачастую мероприятия по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде носят формальный характер. А значит, необходимо разрабатывать новые эффективные технологии, которые действовали бы во всем диапазоне возможных причин экстремизма. Современные международные и российские исследования этой проблемы позволяют говорить о том, что основные черты комплексного подхода к профилактике молодежного экстремизма сформированы.

1. Прежде всего, профилактика экстремизма должна быть направлена на формирование безусловного отрицания использования насилия в качестве инструмента решения социальных проблем.

2. Формирование толерантности. «Толерантная тренировка» сознания, предполагающая формирование свойства личности непредвзято принимать разнообразие точек зрения на одни и те же предметы и явления, не разделяя их на «правильные» и «неправильные».

3. Формирование потребности в позитивной самоидентификации молодых людей. Человек, недовольный собой, недоволен и окружающими. Негативное отношение к другим социальным группам начинается с негативного восприятия собственной социальной группы. Поэтому формирование позитивного отношения к истории и культуре своего народа, своей страны, гордости за свой коллектив, район, город – вот исходный пункт для избавления от предубеждений в отношении иных социальных групп, блокирования механизма «поиска врагов». Правда, есть опасность другой крайности: «Мы лучше, потому, что мы их побили». Поэтому так важен акцент на том, что вовсе не обязательно кого-то побить, чтобы быть лучшим, а патриотизм – это любовь, а не ненависть.

4. Важнейший подход в профилактике экстремизма – реализация потребности молодых людей в самоуважении. Формированию оптимальных социальных установок способствует диалогическое общение. Грубые директивные методы вызывают фрустрацию, способную вылиться в агрессию по отношению к другому, более удобному объекту.

5. Обеспечение молодым людям социально-приемлемых каналов реализации потребности в проявлении инициативы, поисковой активности и «конструктивной агрессивности» (стремления к освоению и изменению мира, к творческой самореализации). Занятия спортом и творчеством, участие в социальных проектах, развитие института волонтерства способны стать существенным профилактическим средством преобразования деструктивной агрессии в реальную пользу.

6. Формирование культурной компетентности. Просвещение (этническое, религиозное и т.д.) не должно сводиться к простому информированию об особенностях других социальных групп. Этнокультурная компетентность должна формироваться не путем рассказов об этнических особенностях, а выработкой реальных навыков взаимодействия в этнокультурной среде. Недостаточно просто объединить представителей разных национальностей в группу, важно организовать их успешную и интересную совместную деятельность.

Возможно включение молодежи в самостоятельную исследовательскую работу, например, подготовку рефератов, эссе, конкурсных научных работ по вопросам социального взаимодействия и толерантности. Целесообразным является формирование коллекции книг, фильмов и других материалов, формирующих ценности толерантности, ненасилия.

Особенно эффективным будет использование в профилактической работе интернет-ресурсов подходящей тематики. Есть такое правило общения: «Критикуя, предлагай». Интернет нельзя запретить или игнорировать ввиду его глобального и интерактивного характера. Бояться его также бессмысленно, а вот пользоваться его богатыми возможностями необходимо.

Стоит сказать еще и о том, что увеличение в России количества уголовных, административных и гражданских дел, связанных с экстремизмом, свидетельствует не только о растущей опасности данного явления, но и о несовершенстве закона, многие формулировки которого весьма неоднозначны.

Признавая реальность современных угроз экстремистского характера, следует отметить, что во многих подобных случаях имела место избыточно широкая, а иногда и ошибочная интерпретация норм права. Чем более широкое толкование дается понятию «экстремизм», тем большее число людей оказывается экстремистами.

Общественная дискуссия, вызванная резонансными уголовными делами, возбужденными в ряде регионов России в отношении физических лиц по фактам распространения текстовых, фотографических и иных материалов в социальных сетях, привела к принятию Госдумой законопроекта о частичной декриминализации статьи о возбуждении ненависти или вражды (статья 282 УК). Ответственность за экстремизм в интернете и СМИ будет наступать только если это нарушение совершено более одного раза в течение года.

В этой связи Совет по правам человека отметил, что федеральный список экстремистских материалов не оправдал возложенных на него надежд по профилактике экстремизма, а напротив, стал крайне громоздким и мало пригодным для применения законопослушными гражданами. Поскольку практически любой материал, находящийся в данном списке, можно найти в различных сегментах сети Интернет, следует рассмотреть вопрос об упразднении данного списка.

Также предложено сузить в Федеральном законе определение экстремистской деятельности, используя в качестве обязательного квалифицирующего признака угрозу или применение насилия, призывы к насилию или иную явную его поддержку. В таком случае уголовная ответственность будет настигать именно тех субъектов, чья деятельность представляет реальную угрозу защищаемым Конституцией РФ интересам, непосредственно связана с применением насилия, на предотвращение которого объективно нацелено антиэкстремистское законодательство.

Совершенствование законодательства также является эффективной мерой профилактики экстремизма, так как укрепляет доверие молодежи к закону и в целом к государству, в котором ей жить.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеев, Ю. И. Политический экстремизм в современной России [Текст] / Ю. И. Авдеев // Реформирование России: от мифов к реальности: монография / под ред.: Г. В. Осипова, В. К. Левашова. – Москва: Изд-во ИСПИ РАН, 2001. - Том 1
  2. Акунина, Ю. А. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Ю. А. Акунина. - Москва, 2005
  3. Афанасьева, Р. М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ) [Текст]: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Р. М. Афанасьева. - Москва, 2007
  4. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]: утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Организация Объединенных Наций
  5. Кузьмин, А. В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05 / А.В. Кузьмин. - Тамбов, 2012
  6. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде [Текст]: разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России // Наша молодежь. – 2011, №6
  7. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ
  8. Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан [Текст]: сб. научно-методических и информационных материалов. / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ; Респ. Центр молод. инновац. и проф. программ. - Казань: РЦМИПП, 2011
  9. Сборник итоговых материалов научно-практических семинаров, проведенных в г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи, «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи муниципальных образований» [Текст]. - Москва: «НЕФТЬ и ГАЗ», 2012
  10. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Электронный ресурс]: заключена в г. Шанхае 15.06.2001 г
Прочитать материал полностью
«

Бесплатные медианары для учителей с выдачей свидетельства стали для меня удивительным открытием, так как удивили своим новшеством и оригинальностью. Вся информация структурирована и отличается легкостью в восприятии и непременно пригодится мне в процессе ежедневной деятельности.

Горбунов Тимофей Геннадьевич
Нижний Новгород, прогимназия № 421

«

Проходил бесплатный мединар по педагогике «Школьная неуспеваемость: как её преодолеть?» и узнал большое количество интересной информации, которая удивляет своим новшеством. Спасибо большое образовательному порталу за интересное и удивительное времяпровождение и официальное свидетельство.

Владимиров Валерий
Школа-интернат № 33 , г. Новошахтинска Ростовской области

Оставьте ваш отзыв о медианаре