ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Синдром «Незнайки» и «Буратино» мы не обнаружим в известной психологической литературе. Однако и педагоги, и психологи очень хорошо знакомы с ними. Проведем аналогии с литературными героями.
Синдром «Незнайки» и «Буратино» мы не обнаружим в известной психологической литературе. Однако и педагоги, и психологи очень хорошо знакомы с ними. Проведем аналогии с литературными героями.
Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку. Детей с синдромом «Буратино» педагоги характеризуют следующим образом: «Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…». У такого ребенка не обременяют домашними обязанностями. Основная его задача – учеба. Ему помогают выполнять задания, нанимают репетиторов, водят по секциям и кружкам. К подростковому возрасту «Буратино» не приучен делать что-либо сам, у него не сформировано чувство ответственности, он ленится учиться и бунтует.
Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города верит, что у него все обязательно получиться, а никаких усилий прилагать не надо. Такие дети привыкли откладывать все на завтра: «Вот завтра выучу и отвечу». К подростковому возрасту у них снижается тревожность за оценки и будущее. Сколько раз все слышали: «Вот со следующей четверти начну учиться».
Работая с такими детьми, педагоги имеют дело с нарушениями мотивационно-волевой сферы у ребенка. Причины могут быть разными: часто родители и другие взрослые так много хотят «за» ребенка, что у него просто нет возможности хотеть чего-то самостоятельно. Такие дети характеризуются снижением уровня тревожности, имеют неадекватный уровень самооценки. Конечно, «Незнайки» и «Буратино» взрослеют, происходит переосмысление и коррекция возможностей. Но какие особенности нужно учесть педагогам в работе с такими детьми? Попробуем разобраться, что же должен делать педагог, чтобы изменить ситуацию.
Проблемы мотивационно-волевой сферы современных детей
Специалисты отмечают, что вопрос о школьной или учебной мотивации является центральным и актуальным в последние годы. Особую тревогу у педагогов и других специалистов вызывают ребята, которые имеют трудности в обучении. Л.Н. Блинова отмечает, что основной движущей силой учения является мотивация.
Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов, которые определяют отношение детей к учению:
Каждый из этих мотивов обязательно присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности. Х. Хекгаузен, стоявший у истоков психологии мотивации, утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться всего двумя мотивами:
- мотивом достижения успеха;
- мотивом избегания неудач.
Мотив достижения успеха заставляет человека выбирать такую деятельность, которая не является для него слишком легкой. Результат деятельности в данном случае зависит от того, сколько усилий приложил индивид.
Помимо этого, в процессе учебной деятельности большую роль играет оценочный мотив. Каждый ребенок имеет потребность в признании и одобрении взрослого. Именно поэтому положительная оценка сама по себе может выступать эффективным инструментом по стимулированию активности ребенка.
Познавательные и игровые мотивы, также влияющие на учебную деятельность, тесно связаны между собой. Специалисты отмечают, что новые знания, полученные детьми, провоцируют игру, а развитие игры требует приобретения новых навыков и умений.
Первыми исследователями, занимавшимися вопросами школьной неуспеваемости и поиском психолого-педагогических подходов к ее преодолению, были Н.А. Менчинская, Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина и другие.
Данные специалисты отмечают, что на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется так называемый комплекс неполноценности по отношению к учению. Таким образом, формирование положительной мотивации учебного успеха блокируется. Уровень требований, предъявляемый педагогом к такому ребенку, оказывается недосягаемым именно вследствие слабой сформированности мотивов учения. Часто дети, имеющие проблемы с учебной мотивацией обладают также следующими личностными особенностями:
- эмоционально волевая незрелость;
- трудности в произвольной регуляции деятельности;
- динамические нарушения во всех видах деятельности;
- общая ослабленность мотивационной сферы.
Ведущим мотивом деятельности у таких ребят остается игровой. Успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой. У таких детей нет школьных интересов, ответственности в отношении к выполнению учебных заданий. Специалисты отмечают, что проблемы в обучении связаны с незрелостью личности ребенка в целом. Широкие социальные мотивы, являющиеся смыслом учебной деятельности, практически не присутствуют в мотивационной системе таких детей. Именно поэтому значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания. У таких ребят растет неуверенность в себе и формируется отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности. Если же у ребенка, имеющего проблемы мотивационной сферы, выражена мотивация достижения успеха, то она часто базируется на неадекватно завышенной самооценке.
В целом можно сказать, что у ребят, имеющих трудности в обучении преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования. В то время как у успешных детей преобладают познавательные мотивы, связанные с овладением новыми умениями и навыками. Помимо этого, дети с так называемым синдромом «Незнайки» и «Буратино» испытывают повышенную тревогу в ситуации, когда не успевают выполнить задание, поэтому продуктивность в ходе обучения неизбежно падает.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой мотивации у школьников, отмечают, что характерные мотивационные особенности таких ребят усугубляются по мере приобретения ими опыта учебных неудач. У детей могут быть эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке. Затем безразличие проявляется по отношению к собственному неверному решению учебной задачи. У такого ребенка не возникает желание исправить работу и понять причину ошибки. Однако внешняя оценка остается важной, дети выражают заинтересованность в оценке и испытывают радость при похвале. Но если задание кажется слишком трудным, побудительная сила получения высокой оценки ослабевает, поэтому качество работы ребенка снижается. Следовательно, в данной ситуации можно говорить не об отсутствии учебной мотивации, а о неадекватном ее формировании. Очевидно, что адекватные учебные мотивы, которые представлены в начале обучения, в дальнейшем не получают развития и трансформируются, имеющиеся мотивационные возможности не реализуются. Так происходит по причине столкновения ребенка с объективными трудностями и низкой оценки со стороны окружающих. Затем, в свою очередь стойкая неуспеваемость приводит к образованию личностной позиции, которую можно назвать «позицией неуспевающего». В полной мере эта позиция формируется у ребенка к 3-4 году обучения. Если в первом классе ребенок еще может объективно не соглашаться со своими учебными неудачами, то со временем его самооценка становится низкой. Такой ученик постепенно утрачивает желание учиться чему-то новому. Многие неуспевающие в учебе дети стараются компенсировать свои трудности путем самоутверждения в других сферах жизни.
Однако специалисты отмечают, что не у всех детей, имеющих проблемы в развитии мотивационно-волевой сферы, формируется «позиция неуспевающего». При адекватной структуре воспитания и обучения отрицательные личностные особенности можно корректировать. То, что это возможно, показывают данные литературы. А.Н. Леонтьев, рассматривая проблемы, возникающие при неспособности детей успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, констатирует: «Когда же эти дети ставятся в подходящие для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание».
Таким образом, можно утверждать, что искажения мотивационной сферы приводят к снижению учебной деятельности. Такие дети избегают сложных видов интеллектуальной деятельности.
Методы коррекции мотивационных нарушений у детей
Специалисты отмечают, что в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности. Именно поэтому личностное развитие и коррекция мотивационной сферы должны происходить в процессе коммуникации.
П.Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия.
Основными приемами формирования у детей познавательного интереса являются:
- ситуации занимательности;
- опыты и эксперименты;
- познавательные игры;
- интеллектуальные соревнования;
- программированные упражнения.
Помимо этого, существуют приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности у детей. Это:
- одобрение со стороны сверстников и взрослых;
- создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности;
- анализ проблемной ситуации;
Так, например, для формирования учебной мотивации педагог может использовать метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций:
- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
- поисковая деятельность;
- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
- общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания;
- введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Задача педагога заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.
Можно утверждать, что мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Таким образом, соподчинение мотивов, начавшееся в младшем дошкольном возрасте продолжается в процессе дальнейшего обучения.
Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей
Как уже говорилось выше, учебная мотивация играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Что могут сделать родители, для повышения учебной мотивации? Специалисты предлагают несколько способов:
Список литературы