Поделитесь с коллегами
?
Если Вам понравилися матерал — поделитесь со своими коллегами в социальных сетях
Если Вам понравился сайт – поделитесь со своими коллегами в социальных сетях!

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

165 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Современный учебник как средство организации деятельности обучающихся

Доступные к загрузке файлы

1. Файл Презентация к медианару .pptx

2. Файл material_doc .docx

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

165 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Новое Популярное Хит
Certificate
Теория обучения: приёмы организации учебной деятельности при работе с учебным содержанием
Приёмы организации учебной деятельности при работе с учебным содержанием
Основное общее образование Среднее общее образование Учебная деятельность до 30 минут
Новое Популярное
Certificate
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе
Эффективный урок-это занятие в комфортной, располагающей к обучению атмосфере.
Воспитательная работа Методическое обеспечение Основное общее образование Учебная деятельность
Все медианары

Прочитайте содержание

Современный учебник как средство организации деятельности обучающихся

Учебник — издание, где систематически излагаются знания в определенной области с учетом возраста и уровня подготовки аудитории и которое используется в образовательных целях. Учебник составляется с целью максимально доступно, просто, эффективно и объективно донести до его читателей пласт знаний из той или иной научной области. Поскольку учебник является важным инструментом образования, то составляется он под контролем со стороны профильных государственных служб (министерства и департаментов образования).

История учебника как некоего текста, используемого для обучения, насчитывает не одно тысячелетие. Изобретение письменности подвело человечество к рациональной идее концентрации информации в одном источнике с целью ее передачи возможно большему количеству потомков. Глиняные таблички сменились свитками, на смену свиткам пришли рукописные тома, их, в свою очередь, сменили тома печатные, а суть и назначение учебника все те же.
В наши дни еще живо не одно поколение людей, учившихся по советским учебникам. Причем по одним и тем же учебникам математики, физики, биологии, русского языка, которые не менялись десятилетиями. До сих пор многие считают, что советская система образования была одной из лучших в мире: она давала фундаментальные основы знаний по всем предметам. В действительности она действительно была эффективной, но для своего времени и применительно к советской системе, с трудом воспринимавшей перемены. Какими бы замечательными ни казались советские учебники, нужно понимать, что они – всего лишь предмет ностальгии: слишком многое изменилось с тех пор.
Современный мир — это мир информации, инноваций и новых технологий. Разумеется, самое ценное в этом мире – образование, знания. Однако требования к ним категорически иные. Главное свойство и проблема современного образования в том, что объем знаний человечества об окружающем мире очень быстро увеличивается. Человек учится в школе 11 лет. За это время вряд ли принципиально изменятся математика или русский язык. А вот биология, химия, география, астрономия могут измениться существенно. А значит, бессмысленно пытаться усвоить максимальный объем знаний. Необходимо научиться новые знания воспринимать и добывать самостоятельно, чтобы быть готовым обучаться непрерывно, что, собственно, и составляет компетентностный подход в образовании. Знания и компетенции обеспечивают конкурентоспособность и конкретному человеку, и государству в целом.
Отечественная дидактика традиционно считает учебник основным средством обучения и источником информации для ученика, следовательно, на него возлагаются следующие функции:
- информационная: отобранное в соответствии с учебной программой и подлежащее усвоению содержание излагается последовательно, четко и доступно для учащихся;
- систематизирующая: представленная в учебнике информация структурирована таким образом, чтобы не только учитель, но и ученик понимал, какие компоненты наиболее существенны и должны быть прочно усвоены, а какие носят вспомогательный характер и должны быть просто приняты к сведению;
- обучающая и контролирующая: усвоение и систематизация информации требуют от ученика владения определенными умениями и навыками, то есть, учебник не только содержит систематизированную информацию, но и обучает воспринимать ее, усваивать и применять. 
- воспитательная и развивающая: содержание учебника должно формировать и совершенствовать личность ученика, способствовать развитию его умственных, речевых и других способностей. 
Современные учебники имеют значительные преимущества перед уважаемыми советскими учебными изданиями: они более современны, удобны, технологичны, хотя вряд ли намного информативнее. Но это лучшие из них, каковыми являются далеко не все. По-прежнему актуален вопрос: каким должен быть современный учебник, чтобы по нему хотелось учить и учиться, чтобы он был полезен и удобен и для учителя, и для ученика, чтобы соответствовал стандартам и был интересен? 
Для решения этой проблемы необходимо осознать, что вместе с окружающим миром физиологически и психологически изменился и человек и что изменения эти необратимы. Существует расхожее мнение, что большинство нынешних школьников глупее прежних, все им неинтересно, учиться не желают, ничего не знают и знать не хотят и оканчивают школу полными нулями. Отчасти это верно, но не снижение умственных способностей тому виной. Нынешние дети не хуже – они другие. А значит, обучать их нужно по-другому.
Современный ученик с трудом концентрирует внимание на чем-то одном, поэтому ему сложнее что-то выучить и надолго запомнить. Но он сопоставляет разнородные элементы, анализирует и делает выводы в разы быстрее, чем это делали его ровесники еще несколько десятилетий назад. Доступность любых сведений в любой момент времени избавила учеников от необходимости запоминать большой объем учебного материала. В современном мире, пронизанном информацией, учебник уже не является основным ее источником.
Современные дети приходят в школу не с пустыми головами, а с переполненными самой разнообразной, зачастую противоречивой информацией, которую предоставляют им цифровые устройства в любом объеме и в удобной форме. Задача учителя – помочь ученику научиться критически относиться к этому потоку, отделять действительно ценное от бесполезного. Для характеристики способа взаимодействия нынешних школьников с информацией появились такие понятия, как «клиповое мышление» и «аудиовизуальный тип восприятия». Поэтому в современной школе функции учебников, как и требования к ним, должны меняться.
Поскольку учитель составляет программу обучения и выбирает учебник для работы, то его мнение о современном учебнике приоритетно.
Хороший учебник должен отвечать следующим требованиям:
●    Максимальная реализация обучающей и развивающей функций. Аппарат усвоения знаний должен быть представлен в учебниках богатым дидактическим материалом: тестами, проверочными работами, практическими опытами, системой интересных вопросов и заданий с современной тематикой, с помощью которых активизируются умственные и эмоциональные усилия школьника, приобретаются навыки логического и творческого мышления в процессе усвоения знаний. 
●    Комплектность. К учебнику должны прилагаться методическое пособие, планирование уроков, рабочая тетрадь.
●    Соответствие учебной программе как по содержанию, так и по количеству часов.
●    Логическая связь с другими предметами соответствующей предметной области. Соответствие принципу преемственности.
●    Доступность в изложении учебного материала. Недопущение излишней наукообразности языка и стиля учебника, перегруженности терминами и громоздкими формулировками.
●    Наличие удобной структуры для учителя и грамотно разработанного аппарата ориентировки для учеников. Выводы и вопросы после каждой статьи, разделы для любознательных, разделы справочной информации, выделение заголовков и основных идей, сигналы-символы, разнообразные условные знаки, плашки, различные шрифты, числовая и цветовая нумерация страниц и т.д.– все эти средства удобны для учителя и позволяют ученику приобрести общеучебные навыки работы с книгой, стать активным субъектом обучения. Это особенно важно, поскольку новый образовательный стандарт предполагает получение не только предметных результатов.
●    Хорошее оформление. Любой текст может сопровождаться фотографиями, предметными рисунками, рисунками-инструкциями, иллюстрациями, схемами, таблицами, картами, планами. Иллюстрации очень важны для учебника. Они помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают эстетические чувства. 
●    Реализация дифференцированного подхода, то есть наличие заданий для детей с разным уровнем подготовки.
●    Оптимальное соответствие по объему, весу и возрастным особенностям учащихся. Каким бы ярким, красочным и интересным ни было изложение информации, перенасыщенность ею становится серьезным препятствием в ее усвоении. Излишний объем учебников приводит к переутомлению детей, снижению у них интереса к предмету, падению успеваемости. 
Все эти критерии имеют большое значение для учителей, но вряд ли их образ «идеального учебника» будет сильно отличаться от того, каким его видят ученики. 
Судя по тому, что в марте 2018 года были проведены парламентские слушания, посвященные качеству учебников, до идеального учебника еще далеко. Кроме того, о чем говорилось выше, выступавшие парламентарии обсуждали в целом проблемы учебного книгоиздания. В частности, было отмечено:
●    наличие в федеральном перечне учебников слишком большого количества учебных пособий, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, а количество в данном случае вовсе не гарантирует качество учебников;
●    наличие претензий к оформлению, содержанию, дидактическому наполнению учебников;
●    проблемы с экспертизой и многое другое.
В настоящее время происходит формирование механизмов обеспечения качества образования. Это связано с глобальными изменениями в науке и технологиях образования, реформированием экономики и управления данным процессом. Совершенствование образования предполагает целый ряд шагов, включающих разработку и внедрение стандартов образования для всех уровней, совершенствование учебных программ и учебных планов. В связи с этим и в содержательном плане учебника необходим стандарт, за который отвечает государство, так как именно оно заинтересовано в образованном и воспитанном гражданине.
Издатели и авторы учебной литературы обязаны учитывать изменения и следить за соответствием учебников новым программам и учебным планам. Учебные книги должны регулярно обновляться. Необходимо сократить количество параллельных учебных пособий в пользу их качества: доступности и понятности для обучающихся, лаконичности изложения основ наук, соответствия современному развитию науки, гармоничного сочетания содержания и формы. Учебник должен ориентироваться на индивидуальную образовательную траекторию, но одновременно должен быть универсальным, с полным набором базовых фактов и понятий.
Разумеется, педагог должен иметь возможность выбирать методику и учебные издания. Без широкого выбора пособий учитель может потерять перспективу развития. Но когда вариантов слишком много, учителя тратят драгоценное время на их изучение в ущерб образовательному процессу.
В трети российских учебников эксперты обнаружили фактические ошибки, устаревшую и даже неверную информацию. То есть вместо того, чтобы спокойно работать с учебником, учитель должен его вычитать, откорректировать, отредактировать и принести извинения детям за несовершенства, допущенные авторами и полиграфистами.
Однако речь идет о тех учебниках, которые попали в федеральный перечень, а значит, получили положительные экспертные заключения по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. Последние три проводятся после положительных заключений по научной и педагогической экспертизам. Главное требование к выводу экспертизы: «В учебнике отсутствуют ошибки, опечатки». Круг замкнулся.
Так будет ли российский учебник таким, каким должен быть современный учебник: доступным, ярким, интересным, функциональным? Или мы будем с сожалением оглядываться назад и продолжать вспоминать советскую классику? 
Проблема выходит за рамки учебников. Решить ее отдельно от всех прочих проблем образования невозможно. Образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. Но чему и как именно следует обучать, чтобы удовлетворить эти требования, – вопрос содержания образования. Стандарт должен определять минимальный объём знаний. И этому минимальному объему должны соответствовать учебники. Поэтому в настоящее время взят курс на единое образовательное пространство. Оно предполагает единство предметных концепций по всем учебным дисциплинам. А значит, будут обновлены и образовательные программы, и учебные пособия. 
Для того чтобы выстроить четкую связь необходимы: единые предметные концепции – стандарты – учебники.
Законодательное закрепление соответствия учебника требованиям ФГОС не должно означать приведения содержания всех учебников к единообразию, а тем более возвращения к единому учебнику. Наоборот, желательно, чтобы по каждому из предметов было несколько (2-4) наименований учебников, адаптированных к разным ученикам, в том числе – с индивидуальными особенностями развития. 
Выбирать максимально эффективный учебник для себя и учеников должен учитель, современный, грамотный, включенный в педагогические практики, которые соответствуют новому миру, а не просто ознакомленный с новыми методиками. Хороший учитель может и сам создать современный и нужный учебник. Подобная практика существует в Канаде. Учитель, используя все доступные ему ресурсы, отбирает учебный материал, распечатывает и раздает детям, которые собирают его в папки. Таким образом, у каждого учителя не только своя программа, но и свой учебник.
Периодически обсуждается в обществе еще один вопрос: быть учебнику электронным или печатным изданием? 
Электронный учебник — это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник. Основное преимущество электронного учебника — интерактивность. В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых — сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать ученикам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника и так далее. 
Электронный учебник – это, безусловно, удобно. Но современные дети все больше общаются посредством смартфона. Они, как и взрослые, уже внутри информационной среды, где искреннее переживание чего-либо практически сведено на нет.
Изменение ведущего источника восприятия информации в сторону объединения аудиального и визуального типов не оставляет места кинестетическому. Перекрывается канал чувственного, эмоционального восприятия мира. 
Книга – живой предмет, очень важный с точки зрения донесения образа через переживание. Поэтому так важно оформление учебника. Он должен обладать такими физическими параметрами, чтобы гармонизировать читателя. А значит, и в этом направлении нужна кропотливая и профессиональная работа.
Одним словом, школьный учебник – дело непростое. Пусть он сегодня не является единственным источником информации, но он должен быть неким стержнем базовых знаний, точкой входа в предмет. А если добавить яркость, насыщенность материалом, а главное — нацеленность на определенный образовательный результат, ориентацию на повышенную продуктивность, то должно получиться интересное и полезное школьнику учебное издание, создание которого – задача государственной важности.

Прочитать материал полностью
«

Спасибо большое образовательному порталу за чудесные и удивительные бесплатные мединары для учителей. С уверенность могут сказать лишь то, что они будут полезными и познавательными для молодых специалистов и учителей с опытом работы. С помощью мединаров я узнала много полезной и необходимой мне информации.

Ситникова Надежда Агафоновна
Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, г. Белоозерск, Вологодская область

«

Хочу выразить огромное спасибо образовательному порталу за мединар «Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения». Информация, которая изложена в нем очень актуальная в наше время и помогает нам педагогам справиться с многими проблемами во время учебного процесса.

Титов Роман
Школа № 5 в г. Кировск, Мурманская область

Оставьте ваш отзыв о медианаре