ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
На современном этапе развития школьной педагогики достаточно очевидно прослеживается тенденция устранения педагогов от воспитательной и развивающей составляющих процесса педагогической деятельности. Одна из причин этого явления кроется в том, что далеко не все педагоги, умея работать с отдельным ребенком, умеют работать с детским коллективом. Ведь будущие учителя изучают предметы психолого-педагогического цикла, в которых получают знания об индивидуальных особенностях детей, их возрастных особенностях, личностных качествах. Все эти предметы в основном направлены на познание индивидуальной сущности ребенка, но ведь школа в большей степени имеет коллективную сущность. Образование, воспитание и развитие ребенка в ней происходит в коллективе. Получать знания в коллективе с благоприятным психологическим климатом ребенку гораздо комфортнее, нежели в коллективе с напряженными межличностными отношениями. Но обучению работе с детским коллективом на всех ступенях педагогического образования уделяется настолько мало внимания, а о существовании системы подготовки педагогов к работе с детским коллективом говорить и вовсе не приходится. Да и коллективизм как явление постепенно уходит из школы, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху.
Обучение проходит эффективно только тогда, когда ребенок адаптирован к школе, к своему классу, к самому процессу обучения. Но каждый отдельный ребенок в школе испытывает массу трудностей. Эти трудности бывают явные, лежащие на поверхности, и скрытые. Среди них и сложные отношения с одноклассниками, и стрессирующее воздействие отдельных людей (как детей, так и педагогов), и высокие нагрузки (и, как следствие, синдром хронической усталости). Все это―проблемы адаптации и эмоциональной нестабильности. Высокий процент детей с явно выраженными соматическими проблемами (простуды, аллергия, сколиоз, близорукость и т. д.) является результатом проблем не столько соматических, сколько психосоматических. Снижение успеваемости, потеря интереса к получению знаний, отсутствие жизненных интересов и инфантилизм ― это проблемы развития сегодняшнего школьника и, как следствие всего вышеперечисленного, уход (бегство) от реальности в болезнь, асоциальное или антисоциальное поведение, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании и т.д., которые являются проблемами целого поколения.
И одной из причин всех этих индивидуальных детских проблем является отсутствие позитивного (благоприятного) климата в детских коллективах, отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. Ведь очень часто класс выступает как группа-корпорация, но не как коллектив единомышленников. Хорошо, если основной целью таких школьных групп является учеба (не зарабатывание оценок, а получение знаний). А если даже на это не мотивирован целый класс? Тогда существование ребенка в данной группе становится достаточно проблематичным.
Здесь на помощь педагогу приходит тимбилдинг (дословно: team – команда и building – строительство).
В настоящее время в теории и практике игр технологии командообразования прочно заняли свои позиции. Игры и тренинги на построение команды активно проводятся в сфере бизнеса при формировании новой команды или при решении общих групповых задач. Хотя само явление уже давно известно нам из далекого советского прошлого – коммунарских сборов и первых детских коммун.
Более того, советская педагогическая система разработала и приняла эти методики и успешно использовала их не столько в практике школ, сколько в пионерских лагерях. Знаменитые детские здравницы «Артек», «Орленок», а позже и «Океан» создали не только отработанную систему эффективной работы с временным детским коллективом, а целую методику.
Совершенно очевидно, что теорию и практику работы с временными детскими коллективами в условиях детского лагеря нельзя целиком и полностью переносить в школьные условия. Но полифункциональность этих методик и технологий очевидна. Их можно и нужно использовать в современной школе.
«Тимбилдинг» – это «командообразование», комплекс игр, упражнений, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая супер команда.
Формирование позитивного психологического климата детского коллектива – одна из основных задач классного руководителя, а также целенаправленная система формирования детского коллектива, команды – командообразующая деятельность как один из способов достижения поставленной выше задачи.