ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Ежегодно в сферу образования внедряются новые информационные и коммуникационные технологии, которые одновременно выступают в качестве источников получения знаний и в роли педагогического инструментария, позволяющего повысить уровень и эффективность образовательного процесса. Перед образовательными учреждениями стоит задача по модернизации образования, что влечет за собой необходимость внедрения изменений не только в содержание образования, но и в образовательный процесс. Возникает потребность в применении новых информационно-коммуникативных технологий, воспитании социально-адаптированной личности и использования технологий, направленных на формирование ключевых компетенций.
ТОГИС как инструмент развития ценностных ориентаций и формирования информационной культуры личности
Ежегодно в сферу образования внедряются новые информационные и коммуникационные технологии, которые одновременно выступают в качестве источников получения знаний и в роли педагогического инструментария, позволяющего повысить уровень и эффективность образовательного процесса. Перед образовательными учреждениями стоит задача по модернизации образования, что влечет за собой необходимость внедрения изменений не только в содержание образования, но и в образовательный процесс. Возникает потребность в применении новых информационно-коммуникативных технологий, воспитании социально-адаптированной личности и использования технологий, направленных на формирование ключевых компетенций.
Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток на организацию обучения. Отличительными чертами современного общества являются:
Сегодня, задача педагогов заключается не в обучении школьника, ориентированном на передаче ему суммы знаний, умений и навыков, а в организации образовательной работы таким образом, чтобы ребенок усваивал знания не формально (знания ради знаний), а в качестве значимых атрибутов, позволяющих познавать окружающий мир и себя.
Еще Элвин Тоффлер говорил: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Поэтому современное образование ставит перед собой следующие цели:
Перед образовательными учреждениями стоит задача внедрения значительных изменений не только в содержание образования, но и сам образовательный процесс. Возникает потребность в применении новых информационно-коммуникативных технологий, воспитании социально-адаптированной личности и использовании технологий, направленных на формирование ключевых компетенций. При этом:
Все три аспекта относятся к результатам деятельности, а под деятельностью понимается решение задач. При решении поставленных задач необходимо использование принципиально новых образовательных технологий, которые относятся к деятельностно-личностным. В их число входят Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС).
Направления использования технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС):
Использование технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС) в обучении направлено на становление ценностных ориентаций обучающихся с одновременным формированием информационной культуры личности.
Отличительные черты технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС):
Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС) относятся к деятельностно-ценностным технологиям, поэтому происходит смещение акцентов образования на способы решения задач, а их содержание отходит на второй план. По этой причине в учебную задачу включаются, кроме ее содержания, условий и цели-требования, компоненты информационной задачи с указаниями к коллективной мыслительной деятельности, направленной на выработку системы ценностей, т.е. компонентов коммуникационных задач.
Одной из частей задачи является поиск информации, по ключевым словам, поэтому рекомендуется четко указывать незначительное число источников информации. К ним относятся источники, содержание которых наиболее явно соответствует образовательному стандарту. Важное значение имеет возможность сравнения обучающимися своих решений задачи с теми вариантами решения, которые были придуманы ранее, т.е. были общепринятыми в культуре и являются культурными образцами.
Учебная задача состоит из трех компонентов:
Последовательность процедур технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС):
Семинар-практикум выступает в роли организационной формы урока. Проектирование последующих уроков производится на основании результатов предыдущего урока. Много времени требуется на проведение информационного поиска и самостоятельную работу групп с источниками, поэтому много времени занимает и процесс обсуждения работы. Это вызывает необходимость расширения рамок урока, который считается оконченным в том случае, если все поставленные цели были достигнуты.
Рассмотрим использование ТОГИС на уроках различного типа.
Урок изучения нового материала
После того, как будет зафиксировано минимально необходимое содержание, следует организовать вводное повторение той базы знаний, которые необходимы для изучения нового материала. Это может быть лекция, беседа, групповое решение задач различных уровней. Группы для решения задач формируются на основании информации мониторинга освоения материала. При использовании задач повышенного уровня следует выбирать те задачи, у которых отсутствует однозначное решение.
Виды лекций для вводного повторения могут быть следующие:
После вводного повторения изучение нового материала строится как коллективное решение познавательных задач (практикум, семинар), данные для которого извлекаются из книг, CD-ROM и информационных сетей – преимущественно, Интернета.
Важным моментом является формулировка домашнего задания. Необходимо ориентироваться на следующие аспекты:
Урок обобщения и повторения
Речь идет об обобщающем уроке по содержанию темы и выбранным способам работы с выделением акцентов на способах. Помимо фиксации материала дополнительного объема, производится обобщение темы, что вызвано использованием обучающимися одних и тех же способов деятельности по освоению основного и дополнительного материала. Форма проведения такого урока может быть различной: практикум по решению задач, семинар, игра и т.п.
Проведение занятий в форме семинара дает возможность решать следующие педагогические задачи:
В ходе решения названных задач выделяется основа учебного материала и акцентируются способы деятельности по усвоению минимального уровня запланированных результатов обучения. Убедившись в успешности этого этапа, педагог переходит к развивающему дифференцированному закреплению. Для этого решаются задачи общего, а затем и повышенного уровня. Поэтому в перечне выбранных для решения задач повышенного уровня, следует обратить внимание на задачи, для которых не существует однозначного решения, задачи, которые отражают спорные вопросы изучаемой предметной области. Предложение обучающимся таких задач способствует созданию на уроке ситуации, когда никто не знает решения, ситуации «всеобщего незнания», так как еще нет правильного, заранее известного решения. Значит, нет и опасения ошибиться, предлагая свой вариант решения. Оказываясь перед свободным выбором нескольких точек зрения, обучающиеся вынуждены проявлять инициативу для обоснования своего решения, отстаивания своей точки зрения. Такой педагогический прием способствуют развитию инициативности, коммуникабельности, умения слышать и слушать, анализировать, принимать решение. Собственное мнение обучающегося в данном случае является продуктом собственной интеллектуальной деятельности.
В процессе работы создаются группы обучающихся. Они динамичны, т.е. их состав может меняться, в зависимости от результатов мониторинга усвоения учебного материала. Время существования каждой группы определяется в зависимости от решения и обсуждения задачи.
Заметим, что в обычной образовательной технологии задачи выступают инструментом для закрепления знаний и умений, а в технологии ТОГИС знания и умения становятся результатом деятельности по решению задач. В этом состоит основное различие традиционного и инновационного подходов к образовательному процессу. Очевидно, что разные обучающиеся, в зависимости от своих личностных особенностей, скорости учебной работы, окажутся на разных достигнутых уровнях с разными наборами решенных деятельностно-ценностных задач. Это лишь подтверждает наличие индивидуальных образовательных траекторий с общей содержательной основой. Это значит, что главным элементом блока уроков является развивающее дифференцированное закрепление.
Технология ТОГИС — одна из немногих, где применение компьютера является естественным и необходимым. Это применение имеет несколько аспектов.
В процессе закрепления учебного материала компьютер используется как обучающий тренажёр. Здесь необходимо наличие компьютеров, оснащённых высококачественными обучающими программами, программами-тренажёрами и контролирующими программами. Эффективность такой работы во многом определяется возможностью обеспечить каждому обучающемуся:
На этапе закрепления, компьютер может применяться и как средство усиления интеллекта для обучающихся, работающих в группах над задачами общего и повышенного уровней. При работе в группах обучающиеся находят идеи для решения задач, разные варианты решения, установление взаимосвязей с другими задачами, а расчёты, построения, выполняются с помощью компьютера. В данном случае применяются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы, базы данных, электронные таблицы, текстовые процессоры и графические редакторы, а также другие программы и Интернет
Когда блок уроков по изучению темы подходит к концу, появляется необходимость организации обобщающего повторения, которое позволит обучающимся увидеть, повторить всю тему целиком, систематизировать усвоенные знания и умения, понять собственный уровень усвоения материала. В данной ситуации одной из наиболее эффективных форм организации работы на уроке, является консультация, в ходе которой пройдет подготовка к тематическому или итоговому контролю.
Урок итогового контроля
На итоговых занятиях обучающиеся, в зависимости от специфики учебного предмета, выполняют контрольную работу, защищают решения задач, проводят презентацию мини-проектов и т.д.
Обычно урок контроля знаний представляет собой трёхуровневую письменную работу, которая составляется из заданий, аналогичных заданиям, которые дети получали в качестве домашнего задания (основного и дополнительного). Задания располагаются от простых к более сложным: два-три задания удовлетворительного уровня (2-3 балла), одно-два задания на 4 балла, одно задание на 5 баллов. Все уровни четко выделены и обучающиеся знают «вес» каждого задания.
Основным требованием к выполнению данной работы является то, что все задания обучающиеся выполняют строго по порядку от первого к последнему. При этом, у обучающихся нет возможности выбора заданий, соответствующих уровню его притязаний, так как самооценка у школьников редко бывает адекватной. Тот факт, что аналогичные задания ребятам встречались в ходе выполнения домашних работ, позволит сформировать у обучающихся уверенность в том, что успешность решения контрольных заданий можно обеспечить, если потрудиться над домашним заданием.
В силу своих индивидуальных особенностей, многие обучающиеся выполняют задания медленно. Педагогу этот момент необходимо предусмотреть, и постараться создать комфортные условия для каждого обучающегося. Речь идет о том, чтобы обучающийся имел возможность пересдать любую из ранее сданных тем с целью повышения оценки. Делается это как раз на уроках коррекции. При этом обучающийся должен понимать, что количество попыток ограниченно.
Работы обучающихся досконально и тщательно проверяются, так как педагог должен не только получить информацию об успешности усвоения темы, но и подготовить основу для проведения урока коррекции знаний и умений. Обучающийся получает возможности увидеть свою ошибку с точностью до уровня задания.
Урок коррекции знаний
На уроке коррекции знаний и умений педагог может предоставить возможность обучающимся объединиться в группы и сообща анализировать свои работы. Обучающиеся, которые получили высший балл, могут на этом уроке выполнять роль консультанта для одноклассников, или получить индивидуальное задание по решению нестандартных задач, задач повышенного и углубленного уровня.
Педагогом производится определение дополнительного списка заданий к задаче, что позволяет подвести к ее решению и направить в сторону выводов. Это приводит к такому типичному внешнему виду задачи:
Не стоит думать, что каждая задача должна соответствовать такой структуре, так как существует множество типов и видов задач. Вполне допустимым является отсутствие некоторых компонентов, где, например, требуется абсолютно самостоятельно собрать информацию, так как педагогом не предоставляется список возможных источников. Также в результате деятельности могут быть полученные данные, у которых нет культурных аналогов.
В качестве ресурсного обеспечения выступает открытый список планируемых результатов обучения, что является ключом к информационным ресурсам. Основанием для поиска данных выступают основные имена, факты и даты. В планируемых результатах обучения должны быть только самые существенные аспекты.
Обязательным условием считается приращение деятельности в процессе изучения темы. Крупные темы с незначительным количеством элементов входят в структуру содержания. Основным принципом отбора задач считается определение их ценности для развития деятельности и получения ценностей культуры.
Для системы задач свойственна структура, состоящая из трех уровней. В образовательном стандарте присутствуют задачи минимального уровня. Знание содержания материала считается побочным продуктом работы над задачами. Тексты задач могут представляться не только в виде текстов, но и визуальных образов, аудиозаписей.
В технологию ТОГИС органично и продуктивно вписывается и внеклассная работа по предмету. Это эффективный инструмент знакомства обучающихся с достижениями современной науки и техники, с ее теорией и практическим применением полученных знаний. Организация внеклассной работы с точки зрения применения технологии ТОГИС основывается на следующих позициях:
Основные результаты использования технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС):
В роли дополнительного результата выступает овладение умением по добыче информации и свободной работе с ней. Получение хороших знаний по предмету выступает в качестве побочного результата непроизвольного запоминания, когда ведется работа по поиску решения, в процессе дискуссий и защиты своей позиции.
Этапы деятельности педагога в рамках технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС):
Перечень педагогических результатов решения учебных задач:
Список литературы