ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Игрушки как средства формирования социально-психологического климата в группе детей дошкольного возраста

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 800 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Хит
Certificate
Гендерная компетентность педагога: здоровье человека и гендерные стереотипы
Влияние гендерных стереотипов на психическое и физическое здоровье человека
Воспитательная работа Психологическое сопровождение Учебная деятельность до 30 минут
Популярное Хит
Certificate
Групповой метод обучения как инструмент педагогизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Групповой метод обучения как общедидактический подход
Методическое обеспечение Начальное общее образование Основное общее образование Педагогические технологии Среднее общее образование Учебная деятельность
Популярное Хит
Certificate
Инклюзивное образование и требования к компетенциям педагогов по осуществлению инклюзивной педагогической деятельности
Инклюзивное образование – новое направление современного образования
Основное общее образование Среднее общее образование Учебная деятельность до 1 часа
Все медианары

Прочитайте содержание

Игрушки как средства формирования социально-психологического климата в группе детей дошкольного возраста

Создание психоэмоционального комфорта в ДОУ с помощью игрушки

Как отличить антиигрушку от игрушки?

Антиигрушка  это точная копия предмета, уменьшенная модель, которая не несет в себе творческого начала. У ребенка нет возможности домысливать сюжет и развивать фантазию. Также вредны для развития ребенка и излишне абстрактные, немыслимые, не встречающиеся в природе предметы. Механизированные игрушки сами управляют действиями ребенка, что тормозит активность, программирует их действия. Часто антиигрушка монстроподобна. Такие предметы представляют собой образ «нечистой силы», негативно влияя на сознание ребенка. Таким образом, антиигрушка транслирует негативное психоэмоциональное и духовно-нравственное содержание.

Иностранные игрушки

 Современные дети почти не играют игрушками отечественного производства. Растет поколение детей, которое воспитанно на игрушках, чуждых отечественной культуре. Они вводят ребенка в культурную среду другого народа, с иным менталитетом, что не способствует гармоничному духовно-нравственному развитию детей. Кроме того, иностранные игрушки разрушают связи между поколениями. Менталитет современных детей изменяется под воздействием иностранных роботов и кукол.

Какие игрушки нужны детям?

Каждый ребенок должен иметь определенный набор игрушек, которые бы способствовали развитию его восприятия, мышления и других психических функций. Детям необходимы игрушки, которые бы позволяли проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать в игре взрослым. Рассмотрим, какие предметы необходимы.

 Игрушки, похожие на предметы или героев из реальной жизни. Это может быть кукольная семья, кукольный дом, мебель, посуда, машинки, наборы для игры в магазин, доктора, парикмахерскую, инструменты, железная дорога и др.

 Игрушки, позволяющие приемлемым образом выплеснуть агрессию. Это солдатики, игрушечное оружие, мячи и надувные груши, скакалки, дротики для метания.

 Игрушки для развития творческой фантазии самовыражения. Это могут быть кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы и многое другое.

Выбирая детские игрушки, необходимо помнить, что их нужно именно выбирать, а не просто накапливать без всякой меры. Автоматические и полуавтоматические игрушки не могут развивать творческие способности детей. Дети нуждаются в таких игрушках, с которыми можно играть в разнообразные игры, придумывать сюжет и варианты деятельности. В то же время, игрушки должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Игрушки для малышей

Игрушки для маленьких детей, в первую очередь, должны развивать органы чувств. Это предметы, издающие разнообразные звуки, активизирующие тактильное восприятие. Важно, чтобы игрушки были изготовлены из безопасных материалов, которые ребенок может взять в рот, а также их можно было легко вымыть. Желательно, чтобы первые игрушки малыша были ярких цветов.

Игрушки для годовалых детей

Для детей, отметивших свой первый день рождения, полезными будут пирамидки из 3-4 колец разного цвета, игрушки разных размеров, которые можно вкладывать друг в друга, кубики. Манипуляции с такими предметами помогают развиваться интеллекту.

Игрушки для двухлетних детей

Подросшие дети с удовольствием собирают составные пирамидки, играют в мяч. Полезной будет большая пластмассовая коробка, в которую малыш будет складывать свои игрушки, в таком возрасте уже можно приучать ребенка к самостоятельности. Желательно, чтобы у детей такого возраста было свое собственное игровое место в квартире.

Игрушки для детей трех лет

К этому возрасту родители должны расширить набор игрушек. Детям можно предлагать простые конструкторы, которые малыши смогут собирать вместе со взрослыми. Ребенок уже активно включается в реальные жизненные ситуации, узнает, что люди имеют различные профессии. Кроме того, трехлетние дети сталкиваются с проблемами и вынуждены искать выход из конфликтных ситуаций. Поэтому они чаще выбирают сюжеты для игр из той жизни, которая их окружает. Малыши играют в «дочки-матери», в «магазин», в «доктора». Родители могут приобретать для таких детей наборы для различных сюжетных игр (игровые наборы, посуда и мебель, инструменты). После трех лет дети хотят жить общей со взрослыми жизнью, потому что находятся на новом этапе развития эмоциональной сферы. Важно, чтобы игрушки, представляющие собой предметы быта, были прочными и похожими на реальные предметы.

Игрушки для детей четырех лет

На этом этапе основным видом деятельности ребенка является ролевая игра. Ее содержание намного усложняется. Некоторые игрушки становятся ненужными, поскольку ребенок, фантазируя, может играть с воображаемыми предметами. Наибольшую пользу в этом возрасте принесут функциональные игрушки, даже если они сделаны руками родителей.

Игрушки для детей пяти лет

Детей в этом возрасте все чаще интересуют наборы зверей, солдатиков и кукол. Ребенок стремится проигрывать разные сюжеты с одними и теми же игрушками. У пятилетнего ребенка хорошо развиты фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир значительно богаче, чем у младших детей.

Игрушки для детей шести лет

В возрасте 6-ти лет дети с удовольствием будут играть в конструктор, строить модели по образцу, рисовать и мастерить поделки. Девочки с радостью играют с наборами для шитья и вязания. Шестилетним детям очень нравится создавать что-то своими руками, особенно, если в итоге получается полезный и функциональный предмет. Отлично подойдут игрушки-подарки, например, такие поделки, которые потом можно подарить родителям и родственникам. Родители должны приветствовать любое желание ребенка что-то смастерить, это развивает в детях трудолюбие, усидчивость и желание делать что-то полезное в жизни.

Игрушки для детей школьного возраста

В этом возрасте дети учатся играть без игрушек. Им нравятся подвижные игры со сверстниками. Дети учатся выигрывать и проигрывать, признавать свои поражения, учатся сотрудничеству. Полезными будут настольные командные игры.

Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев:

– Педагогический (дидактический): Чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие способности?

 –  Психоэмоциональный: Что несет в себе игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?

–  Эстетический: Соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?

 – Социальный: Даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать?

Специфика социально-психологического климата в группах детей может определяться, отношением воспитателей и родителей к игрушкам и антиигрушкам, моделями коммуникативного и игрового поведения воспитанников.

Наблюдения за поведением детей в группе и анкетирование воспитателей помогает выявить проблемы формирования игровой субкультуры в группе дошкольного учреждения.

Как правило, все воспитатели отмечают, что игрушки играют ведущую роль в познавательном развитии ребенка. Игра же с антиигрушками характеризуется упрощенным сюжетом, что приводит к бесцельной беготне детей по группе или по площадке. Однако всех воспитателей можно разделить на несколько групп, в зависимости от занимаемой позиции по отношению к антиигрушкам в игровой субкультуре детей.

Воспитатели, которых можно отнести к первой группе, демонстрируют демократичный подход к взаимодействию с воспитанниками. Они дают возможность детям играть в то, что они хотят. Однако в данной ситуации очень важно понимать, насколько велико влияние образных игрушек на формирование характера ребенка. Увлеченно играя с симпатичной ему игрушкой, ребенок постепенно отождествляет себя с ней. И если малыш играет с негативным героем-игрушкой, то последствия могут быть печальными. Несмотря на то, что игровое пространство группы насыщено разнообразными элементами, дети не проявляют должной активности, интереса, не конструируют сами новые игрушки, не создают сюжетных игр. Социально-психологический климат в таких группах характеризуется ограниченностью коммуникативных связей и их избирательностью.

Вторая группа воспитателей интересуется проблемой антиигрушки, они стараются проводить родительские собрания и беседы с родителями о вреде современных западных мультфильмов и антиигрушек. Добившись единой позиции по данному вопросу с родителями, воспитатели исключают антиигрушки из игровой среды в группе и дома у воспитанников. Созданное таким образом единое игровое пространство положительно влияет на состояние социально-психологического климата в группе детского сада. В коллективе преобладает дружеская атмосфера, дети организуют игру самостоятельно, без видимой помощи со стороны взрослых. У детей есть возможность создавать недостающие атрибуты для игр при помощи подручного материала, который собран взрослыми. Однако прямой запрет на использование антиигрушек в группе не является верным решением данной проблемы. Ведь перед детьми не стоит проблема выбора. Если появляется возможность, дети играют антиигрушками тайком от взрослых.

Третья группа воспитателей также придерживается либерального стиля взаимодействия с воспитанниками. В игровой среде наряду с игрушками присутствуют и антиигрушки. Игра с ними развивается в соответствии с характером игрушки, как правило, она проявляется в агрессивных действиях в отношении других персонажей. Однако воспитателей такие игры не беспокоят, поскольку взрослые считают их естественными для современного поколения детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что у всех педагогов могут возникать трудности, связанные с противодействием влиянию антиигрушки на социально-психологический климат в группе детского сада. В связи с этим предложим методику обыгрывания антиигрушек.

Методика обыгрывания антиигрушек

Работа в данном направлении может осуществляться с помощью методики, которая была разработана на основе методик морального воспитания С.Г. Якобсон и методики «нравственной лесенки» Л.П. Стрелковой. Сначала с помощью «моральных пьесок» необходимо сформировать у ребенка личное отношение к соблюдению и нарушению норм морали. Правильные моральные поступки часто расходятся с личным отношением ребенка к соблюдению и нарушению норма морали и их оценкой. Это зависит от разных субъективных моментов и нередко приводит к тому, что дети одобряют нарушение норм и остаются равнодушными к их соблюдению. Суть предлагаемой методики состоит в том, что формирование личного эмоционального отношения осуществляется путем чтения и показа построенных по определенной схеме сценок. В них фигурируют три основных персонажа: жертва (страдает вследствие нарушения различных норм), обидчик (тот, от кого страдает жертва), помощник (вмешивается в ситуацию и помогает жертве).

Сценки можно показывать группе в целом, нескольким детям, одному единственному ребенку. Делать это следует в том случае, если воспитатель чувствует, что может показать их достаточно эмоционально.

Общие цели: вызвать у детей сочувствие жертвам неблаговидных поступков, возмущение действиями обидчиков и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

Ожидаемые переживания и поведение детей: появление эмоционального отношения к хорошим и плохим поступкам персонажей, самостоятельное разыгрывание моральных ситуаций.

Сценарий работы

Короткие пьески с участием игрушек и антиигрушек (выступающих в роли антигероев) – один обижает другого, а третий персонаж защищает и помогает жертве.

Важно, что персонажи пьесок, плоскостные изображения которых изготавливаются кем-либо из родителей или воспитателей, после показа пьесок помещаются в такое место, где дети могут взять их и самостоятельно разыгрывать разные сценки по своему желанию.

После просмотра и разыгрывания пьесок вместо обычной беседы, имеющей своей целью выяснить, насколько освоено детьми нравственное содержание истории, в которой участвовали игрушки, педагог применяет прием «нравственной лесенки». Выполнение данного задания должно проводиться с каждым ребенком индивидуально. Из плотной бумаги вырезается контур лесенки из семи ступенек. Ребенок должен расположить картинки с изображением самых лучших героев вверху, затем нейтральных, еще ниже не очень хороших и в самом низу лесенки плохих. Затем воспитатель добавляет еще одну ступеньку и добавляет картинку, обозначающую самого ребенка. Теперь он должен снова расположить всех героев, включая себя самого, на лесенке.

По мнению Л.П. Стрелковой, такой прием помогает точно определить эмоциональное отношение ребенка к персонажам.

Ребенку не нужно много игрушек – главное, чтобы они были «правильными» и способствовали его всестороннему развитию. Попробуем ответить на вопрос: как сделать правильный выбор?

1. Взяв в руки понравившуюся игрушку, не торопитесь ее покупать. Ответьте на несколько вопросов:

Что несет в себе игрушка?

Какие чувства она может пробудить у ребенка?

Соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного?

Способствует ли формированию морального сознания, различению добра и зла?

2. При выборе игрушки обратите внимание на:

Простоту и доступность: иногда взрослым кажется, что, чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше.

Стимулирует ли игрушка ребенка к активным действиям?

Открыта ли для преобразований?

 Такие универсальные игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребенку.  

3. Учитывайте возраст ребенка. Во-первых, из соображений безопасности. Во-вторых, покупка игрушек для старшего возраста может вызвать потерю интереса. Если у малыша не получится разобраться со сложными деталями, он может потерять веру в свои силы.

4. Учитывайте размер игрушки, так как с большой игрушкой ребенку будет сложно совершать какие-либо действия.

5. Не пренебрегайте вопросами безопасности:

Обратите внимание на маркировку (на этикетке должна указываться фирма-производитель и страна-производитель; к товару должен прилагаться гигиенический сертификат).

Обратить внимание на звуки, которые издает игрушка: резкие и слишком громкие могут напугать ребенка или негативно сказаться на его слухе.

Посмотрите удобна ли игрушка в эксплуатации, можно ли ее мыть и стирать.

6. Родителям при покупке игрушки можно рекомендовать руководствоваться следующими правилами:

не покупайте ребенку игрушки, как только он этого захотел;

не руководствуйтесь правилом «Пусть игрушек будет как можно больше»;

покупая игрушки, не обращайте внимание ребенка на то, что ни у кого из друзей таких «классных» игрушек нет;

не подчеркивайте, что, хотя ребенок и не заслуживает подарков, вы покупаете ему дорогие игрушки;

не следует выбрасывать сломанные игрушки в мусорную корзину при ребенке;

не запрещайте ребенку делиться игрушками со сверстниками;

если с прогулки ваш ребенок принес новую игрушку, не делайте вид, что вы этого не заметили.

Помните, что никакие самые роскошные, дорогие игрушки не заменят вашего живого, любовного общения с ребенком.

Настоящая игрушка должна быть проста и выразительна, радовать сердце и глаз чистыми линиями и естественными красками, чтобы вызывать активный творческий процесс у ребенка, а не стремление к манипулированию. Подлинная игрушка должна быть в своем роде художественным произведением, она по сути – штучный товар, а не вещь, которой дети пользуются, чтобы играть во взрослых, поэтому духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику. У нас есть мудрые игрушки: мягкие игрушки-персонажи-Филя, Хрюша, Степашка; наборы для построек; наборы для вышивания, вязания и т.д.   «Идеальная игра – не столько игра с игрушками, сколько игра воображения».  

 

Список литературы

  1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. – М.: Учпедгиз, 1957.
  2. Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении [Тескт]: метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Тольятти: изд. Инф.-техн. Центра, 1994. – 54 с.
  3. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности [Тескт] / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4. – с. 40 – 41.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте [Тескт] – М.: АПН СССР, 1968. – 464 с.
  5. Выготский Л.С. Детская психология [Тескт] / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Тескт] / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 479 с.
  7. Дронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Тескт]: пособие для воспитателей детских садов / Т.Н. Дронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.
  8. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 7-е изд., стер. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  9. Епанчинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ [Тескт]: автореф. дис. Канд. пед. наук. – Белгород: БГУ, 2001. – 23с.
  10. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – (Серия «Библиотека педагога-практика»).
Прочитать материал полностью
«

Бесплатные медианары для учителей с выдачей свидетельства стали для меня удивительным открытием, так как удивили своим новшеством и оригинальностью. Вся информация структурирована и отличается легкостью в восприятии и непременно пригодится мне в процессе ежедневной деятельности. Марина Журкова НСО

Марина Жукова

«

Очень полезный и интересный материал по теме "Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебнщ-воспитательного процесса". В дальнейшей работе педагога просто необходим. Спасибо за приятное обучение.

Татьяна Санова

Оставьте ваш отзыв о медианаре