ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Способы развития шахматного мышления у детей
Шахматы как средство для формирования культуры здоровьесберегающей деятельности
Система образования России претерпевает значительные изменения, многие из которых направлены на создание оптимальных условий для индивидуального развития личности ребенка, а также формирование у него таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность и творческая активность.
Шахматы являются уникальной игрой, которая не только отвечает этим требованиям, но и представляет собой инструмент, обуславливающий отношение игрока к своему интеллектуальному, психическому и физическому здоровью.
В основе шахматной игры лежит математическая логика и анализ, поэтому случайных успехов в этой игре нет. Игрок учится делать ответственный выбор хода, предусматривать его последствия. Если эти действия перенести в реальную жизнь, то можно говорить о поступках и последствиях совершенных поступков. Постоянная игра в шахматы стимулирует детей позитивно относиться и к занятиям физкультурой и спортом, а также ответственно относиться к своему здоровью.
Именно задача по сохранению здоровья обучающихся и приобщение их к здоровому образу жизни является одной из основных задач современной школы. В идеале обучающийся должен начать сознательно относиться не только к своему здоровью, но и воспринимать его как общественную ценность.
Для достижения такого результата необходимо целенаправленно проводить политику по формированию здоровьесберегающей деятельности, которая должна осуществляться в контексте культуры, в которой живет ребенок.
Также необходимо учитывать, что выделяют три вида здоровья:
Под ним понимается состояние психологического и социального благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, осуществлять продуктивную и осознанную деятельность, а также может вносить вклад в развитие социума.
Это определенное состояние головного мозга, которое обеспечивает эффективное протекание познавательных психических процессов. К таким процессам, прежде всего, относятся внимание, мышление, восприятие и память, то есть процессы, с помощью которых осуществляется реализация конкретной стратегии по решению каких-либо актуальных задач.
Под ним понимается состояние организма человека, при котором он способен исправно выполнять все основные функции.
В деятельности педагогов на передний план выходит необходимость сделать образовательный процесс для детей в первую очередь, здоровьесберегающим. Это означает, что он должен быть успешным, радостным. Необходимо постоянно стимулировать и поддерживать устойчивый интерес к новым знаниям и умениям. В этой работе значительную помощь могут оказать занятия шахматами, когда активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества обучающихся.
В педагогике, для того чтобы добиться какого-то определенного результата, невозможно использовать исключительно прямые действия. Так, для изучения математики одних знаний недостаточно, ведь со стороны школьника нужен интерес как к предмету, так и познанию в целом. Это касается и шахмат, ведь для успешной игры необходимо знать не только правила движения фигур, но и наличие внешнего сопровождения игры. Такое сопровождение может выражаться в наличии «злости» на неудачи, стремлении изменить свою социальную роль в коллективе и т.д.
В культуре здоровьесбережения также требуется наличие внешнего «движителя», который бы имел мотивационный и значимый характер. С учетом явной тенденции среди обучающихся к стремлению к ведению здорового образа жизни необходимо выявить «движитель», который заставляет их отказываться от вредных привычек и активно занимать спортом.
Как правило, среди детей, которые регулярно занимаются шахматами, более 46% ведут здоровый образ жизни и активно занимаются спортом. При этом многие из них являются участниками и призерами различных олимпиад, конкурсов, спартакиад. Можно говорить о том, что при увеличении доли детей среди «шахматистов», будет расти и число обучающихся, ведущих здоровый образ жизни.
Шахматы являются одним из основных показателей, которые определяют уровень здоровьесберегающей жизнедеятельности обучающихся.
Это связано с уникальными особенностями шахмат, в том числе:
Во время игры в шахматы ребенок учится выполнять строгие законы, при нарушении которых неизбежно придет расплата в виде проигрыша. Также обучающийся учится соблюдать различные закономерности, которые возникают в условиях изменяющихся обстоятельств: создание угрозы королю, положение фигур на доске и т.д.
Данные закономерности можно сравнить с нормами здоровьесберегающей жизнедеятельности, например:
Старшие школьники уже вырабатывают свой уникальный стиль игры, не боятся экспериментировать на игровом поле, что выражается в следующих действиях:
На данном этапе повышенное значение приобретает ряд метапредметных компетенций, среди которых:
Одновременно этот опыт перекладывается детьми на реальную жизнь, в которой также ценится умение по предугадыванию проблем и их докризисного урегулирования. Также в реальной жизни востребована и активная жизненная позиция, которая направлена на достижение высоких результатов не только в спорте, но и учебе, и взаимоотношениях с окружающими.
Кроме того, психологические исследования показывают, что дети, которые освоили шахматы, отличаются более высокими скоростями психического развития:
Обучение игре в шахматы полезно начинать уже в дошкольном возрасте, но, если этого не произошло, можно начинать обучение в любом возрасте. На начальном этапе обучения преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Формирование шахматного мышления у обучающихся реализуется через несколько этапов от репродуктивного повторения решения шахматных задач в типовых положениях до творческого применения знаний и умений в ситуациях, предполагающих иногда отказ от общепринятых стереотипов.
Используются такие формы работы, как:
Являясь универсальным средством развития, игра в шахматы, способствует решению ряда педагогических задач.
Обучающиеся, которые постоянно играют в шахматы, отличаются лучшим психическим и интеллектуальным здоровьем, в результате чего им лучше удается концентрироваться на выполнении различного рода деятельности, сберегать ресурсы своего организма, а также быть более счастливыми за счет осознания жизни во всем ее позитивном многообразии.
Литература