ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
В целостном процессе становления и развития личности ведущая роль принадлежит школе, так как она является основным социальным институтом, в котором подготовка подрастающего поколения к жизни осуществляется на профессиональной основе целенаправленно и специально подготовленными для этого людьми. Сегодня образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание и обучение человек осваивает конкретные правила, нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: воспитывая, мы образовываем и образовывая воспитываем.
Воспитание и обучение – это виды духовного развития человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действия в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, человек адаптируется к конкретной обстановке.
Современная школа обозначается важным фактором гуманизации общественно-экономических, политических и культурных отношений. Динамика этих отношений актуализирует потребность в новой концепции воспитания подрастающего поколения, способного к духовно-нравственному осмыслению изменяющегося мира. Это предопределяет поиск иного содержания процесса воспитания, иных воспитательных средств, форм и методов, которые способны обеспечить личностные результаты школьников.
Закон «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.
Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу. Цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.
Воспитанием достигается подготовка людей к жизни в социуме, в системе социальных отношений, вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей.
Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активный участник образовательного процесса наряду с активным ребенком. В связи с этим становятся главными те задачи, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.
Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:
- принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и возрастные особенности учащихся, использование учителем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
- принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков ученика, но и психофизиологическими возможностями и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
- принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
- принцип ненасилия предполагает терпимость учителя к ученику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;
- принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете учителем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности учащихся;
- принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом учащихся, их реальной жизнедеятельностью;
- принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;
Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность и индивидуальность ученика. Именно уровень индивидуального развития ученика в конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога.
Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.
Ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс
Ценности воспитания – это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.
Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей учителя и ученика, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность ученика по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе.
На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ученик начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания и совершенствовать в себе самовоспитание.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества.
Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ученика стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ученик, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.
Обучение личности – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.
Обучение личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Под обучением личности следует понимать широкое взаимодействие между учителем и учеником. Это процесс стимулирования и управления активностью ученика, в результате чего происходит освоение человеческого опыта и ребенок является активным субъектом педагогического процесса.
Рассмотрим сущность субъектного подхода в целостном педагогическом процессе:
1) умение педагога так организовать свою профессиональную деятельность, чтобы ученик участвовал в педагогическом процессе вместе с учителем и был активным субъектом обучения и воспитания;
2) педагог должен знать и принимать права ребенка на защиту здоровья, индивидуальности, на помощь в обучении, на личностное развитие;
3) деятельность должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся, что требует от педагога понимания самоценности личности каждого ученика.
Как субъект образовательного процесса ребенок является носителем определенных интересов, способностей и индивидуальных свойств личности, которые выделяют его среди группы сверстников.
Ученые выделяют несколько типов учащихся:
- одаренные - легко схватывают информацию, находчивы, опережают ровесников по общему развитию;
- эрудиты - учащиеся, имеющие хорошую память, высокую информированность;
- умельцы - учащиеся, которые проявляют незаурядные способности в определенной сфере практической деятельности, стремятся к реализации своих возможностей, настойчивы;
- активисты-общественники - проявляют интерес к общественной деятельности, проявляют инициативу, стремятся к выражению личного мнения;
- трудные - учащиеся, имеющие заниженную самооценку, низкую успеваемость, нереализованные ожидания.
По отношению к ребенку как субъекту целостного педагогического процесса педагог должен выступать в различных позициях: слушателя, оратора, старшего товарища, консультанта, тьютора и т.д.
Личностные качества педагога и их влияние на формирование личности ученика играют ведущую роль в образовательном процессе. В.А. Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогами которые обеспечивают формирование личности ученика.
1) Профессионализм. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим. Ядро педагогического мастерства - это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека.
2) Эмпатия. Проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий педагог должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным.
3) Педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия.
4) Педагогическая зоркость. Проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их.
5) Оптимизм. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения.
6) Культура профессионального общения. Проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом.
7) Педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи.
Позицию учащегося в целостном педагогическом процессе наиболее полно характеризуют принципы личностно ориентированного обучения. К ним относятся:
Признание уникальности и индивидуальной самооценки каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную программу образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию.
Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальности самооценки любого другого человека. Система образовательных координат должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого другого ученика.
Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях. Коммуникативность является универсальной компетенцией личности, а толерантность - одной из важнейших характеристик данной компетенции. Ученик, который умеет понять точку зрения и мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначение. Умение взаимодействовать относится не только к отдельно взятой личности, но и к группе, коллективу. Взаимодействие с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ребенка, создание им новых образовательных результатов, обогащенных знанием, пониманием, диалогом.
Личностная и коллективно создаваемая образовательная продукция учащегося сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с достижениями человечества происходит после проявления его собственного понимания сути изучаемых вещей. Взаимодействие учащегося с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения.
Получаемые учащимся образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом по отношению к индивидуально формируемым целям учащегося, которые соотносятся с общеобразовательными целями. Т.е. результативность обучения характеризуется личностными приращениями ученика, лишь потом сопоставляется с образовательными требованиями и стандартами.
Педагог не должен навязывать учащимся нормы поведения и деятельности, они должны быть выращены в процессе совместной деятельности. Особая функция педагога в плане формирования личности состоит в том, что он в ходе образовательного процесса закладывает базовые основы культуры личности - умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой. Механизмы личностного развития существенно меняются в современном мире. В итоге формируется личность - это человек, как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, - носитель сознания и самосознания в совокупности с системой её отношений. Это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве.
Формированию положительного отношения ребенка к учению способствует соблюдение в образовательном процессе следующих психолого-педагогических условий:
- индивидуальный подход в зависимости от познавательных особенностей учащихся: индивидуализация обучения, которая позволит каждому ребенку освоить определенный стандарт программного материала в комфортном для него темпе и на достаточном для него уровне;
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы: влияние классного коллектива определяется характером отношений, которые складываются между одноклассниками и обусловлены содержанием и способами организации деятельности учащихся, характером их общения;
- поддержка интересов учащегося, его стремления работать самостоятельно или в группе. Для реализации данного условия необходимо создавать условия для осознанного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; организовывать групповую деятельность, обеспечивая в ней субъектную позицию каждому ребенку; владеть демократическими методами выработки решений; создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, доверительного общения и открытости; реализовывать в поведении различные педагогические позиции (опекуна, защитника, друга, консультанта и др.);
- содействие развитию потенциальных возможностей учащихся: наблюдения за ребенком не только в процессе обучения, но и свободного взаимодействия с окружающей средой, позволят педагогу определить особенности развития познавательной сферы и направить педагогические усилия на развитие его сильных сторон.
Рассматривая ребенка как субъекта образования, следует стремиться строить образовательный процесс с учетом следующих рекомендаций:
- усиление индивидуализации учения, обогащение и оптимизация средств целостного педагогического процесса с целью развития личности ребенка, его уникальности;
- согласование в образовательном процессе индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры, превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию;
- учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками окружающего мира происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.
Назовем позиции, которые может занимать ребенок при субъектном отношении к образовательному процессу.
- учитель и ученик (школьники выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу);
- мечтатель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности);
- исследователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия);
- историк, математик, химик, биолог, филолог (с позиции проявления интереса к различным областям знаний);
- журналист, менеджер, ученый, актер и др. ( с точки зрения профессиональной ориентации).
Позицию учащегося в образовательном процессе следует рассматривать как уровень развития у него учебной мотивации и самосознания, которые создают определённый тип отношения к учению, окружающим и самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный самостоятельный поиск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.