ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

165 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Формирование субъектной позиции ребенка в целостном педагогическом процессе

Доступные к загрузке файлы

1. Файл Презентация к медианару .pptx

2. Файл Материал к медианару .docx

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

165 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Certificate
Методы преодоления пассивности учащихся в процессе урока
Метод «холодного обзвона» как инструмент активизации учебного процесса
Другое Учебная деятельность до 1 часа
Популярное Хит
Certificate
Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология «Форум-театр»
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы
Воспитательная работа Основное общее образование Психологическое сопровождение Учебная деятельность
Все медианары

Прочитайте содержание

Формирование субъектной позиции ребенка в целостном педагогическом процессе

В целостном процессе становления и развития личности ведущая роль принадлежит школе, так как она является основным социальным институтом, в котором подготовка подрастающего поколения к жизни осуществляется на профессиональной основе целенаправленно и специально подготовленными для этого людьми. Сегодня образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание и обучение человек осваивает конкретные правила, нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: воспитывая, мы образовываем и образовывая воспитываем.

Воспитание и обучение – это виды духовного развития человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действия в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, человек адаптируется к конкретной обстановке. 
Современная школа обозначается важным фактором гуманизации общественно-экономических, политических и культурных отношений. Динамика этих отношений актуализирует потребность в новой концепции воспитания подрастающего поколения, способного к духовно-нравственному осмыслению изменяющегося мира.  Это предопределяет поиск иного содержания процесса воспитания, иных воспитательных средств, форм и методов, которые способны обеспечить личностные результаты школьников. 
Закон «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.
Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу. Цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.
 Воспитанием достигается подготовка людей к жизни в социуме, в системе социальных отношений, вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей. 
 Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активный участник образовательного процесса наряду с активным ребенком. В связи с этим становятся главными те задачи, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.
 Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:
- принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и возрастные особенности учащихся, использование учителем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
 - принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков ученика, но и психофизиологическими возможностями и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
- принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
- принцип ненасилия предполагает терпимость учителя к ученику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;
- принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете учителем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности учащихся;
- принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом учащихся, их реальной жизнедеятельностью; 
- принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;
 Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность и индивидуальность ученика. Именно уровень индивидуального развития ученика в конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. 
 Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.
 Ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс
Ценности воспитания – это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.
Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей учителя и ученика, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия. 
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность ученика по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе.
На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ученик начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания и совершенствовать в себе самовоспитание. 
 Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
 Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества.
Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
 Искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ученика стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ученик, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.
Обучение личности – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. 
Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.
Обучение личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. 
Под обучением личности следует понимать широкое взаимодействие между учителем и учеником. Это процесс стимулирования и управления активностью ученика, в результате чего происходит освоение человеческого опыта и ребенок является активным субъектом педагогического процесса. 
Рассмотрим сущность субъектного подхода в целостном педагогическом процессе:
1) умение педагога так организовать свою профессиональную деятельность, чтобы ученик участвовал в педагогическом процессе вместе с учителем и был активным субъектом обучения и воспитания;
2) педагог должен знать и принимать права ребенка на защиту здоровья, индивидуальности, на помощь в обучении, на личностное развитие;
3) деятельность должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся, что требует от педагога понимания самоценности личности каждого ученика.
Как субъект образовательного процесса ребенок является носителем определенных интересов, способностей и индивидуальных свойств личности, которые выделяют его среди группы сверстников.
Ученые выделяют несколько типов учащихся:
- одаренные - легко схватывают информацию, находчивы, опережают ровесников по общему развитию;
- эрудиты - учащиеся, имеющие хорошую память, высокую информированность;
- умельцы - учащиеся, которые проявляют незаурядные способности в определенной сфере практической деятельности, стремятся к реализации своих возможностей, настойчивы;
- активисты-общественники - проявляют интерес к общественной деятельности, проявляют инициативу, стремятся к выражению личного мнения;
- трудные - учащиеся, имеющие заниженную самооценку, низкую успеваемость, нереализованные ожидания.
По отношению к ребенку как субъекту целостного педагогического процесса педагог должен выступать в различных позициях: слушателя, оратора, старшего товарища, консультанта, тьютора и т.д.
Личностные качества педагога и их влияние на формирование личности ученика играют ведущую роль в образовательном процессе.  В.А. Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогами которые обеспечивают формирование личности ученика. 
 1) Профессионализм. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим. Ядро педагогического мастерства - это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека. 
2) Эмпатия. Проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий педагог должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным. 
3) Педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. 
4) Педагогическая зоркость. Проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их.
 5) Оптимизм. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения. 
6) Культура профессионального общения. Проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом. 
7) Педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи. 
Позицию учащегося в целостном педагогическом процессе наиболее полно характеризуют принципы личностно ориентированного обучения. К ним относятся:
Признание уникальности и индивидуальной самооценки каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную программу образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию. 
Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальности самооценки любого другого человека. Система образовательных координат должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого другого ученика.
Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях. Коммуникативность является универсальной компетенцией личности, а толерантность - одной из важнейших характеристик данной компетенции. Ученик, который умеет понять точку зрения и мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначение. Умение взаимодействовать относится не только к отдельно взятой личности, но и к группе, коллективу. Взаимодействие с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ребенка, создание им новых образовательных результатов, обогащенных знанием, пониманием, диалогом.
Личностная и коллективно создаваемая образовательная продукция учащегося сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с достижениями человечества  происходит после проявления его собственного понимания сути изучаемых вещей. Взаимодействие учащегося с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения.
Получаемые учащимся образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом по отношению к индивидуально формируемым целям учащегося, которые соотносятся с общеобразовательными целями.  Т.е. результативность обучения характеризуется личностными приращениями ученика, лишь потом сопоставляется с образовательными требованиями и стандартами.
Педагог не должен навязывать учащимся нормы поведения и деятельности, они должны быть выращены в процессе совместной деятельности.  Особая функция педагога в плане формирования личности состоит в том, что он в ходе образовательного процесса закладывает базовые основы культуры личности - умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой. Механизмы личностного развития существенно меняются в современном мире. В итоге формируется личность - это человек, как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, - носитель сознания и самосознания в совокупности с системой её отношений. Это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве.
Формированию положительного отношения ребенка к учению способствует соблюдение в образовательном процессе следующих психолого-педагогических условий:
- индивидуальный подход в зависимости от познавательных особенностей учащихся: индивидуализация обучения, которая позволит каждому ребенку освоить определенный стандарт программного материала в комфортном для него темпе и на достаточном для него уровне;
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы: влияние классного коллектива определяется характером отношений, которые складываются между одноклассниками и обусловлены содержанием и способами организации деятельности учащихся, характером их общения;
- поддержка интересов учащегося, его стремления работать самостоятельно или в группе. Для реализации данного условия необходимо создавать условия для осознанного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; организовывать групповую деятельность, обеспечивая в ней субъектную позицию каждому ребенку; владеть демократическими методами выработки решений; создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, доверительного общения и открытости; реализовывать в поведении различные педагогические позиции (опекуна, защитника, друга, консультанта и др.);
- содействие развитию потенциальных возможностей учащихся: наблюдения за ребенком не только в процессе обучения, но и свободного взаимодействия с окружающей средой, позволят педагогу определить особенности развития  познавательной сферы и направить педагогические усилия на развитие его сильных сторон. 
Рассматривая ребенка как субъекта образования, следует стремиться строить образовательный процесс с учетом следующих рекомендаций:
- усиление индивидуализации учения, обогащение и оптимизация средств целостного педагогического процесса с целью развития личности ребенка, его уникальности;
- согласование в образовательном процессе индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры, превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию;
- учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками окружающего мира происходит обеспечение широкого круга их  учебных позиций и ролей. 
Назовем позиции, которые может занимать ребенок при субъектном отношении к образовательному процессу.
- учитель и ученик (школьники выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу);
- мечтатель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности);
- исследователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия);
- историк, математик, химик, биолог, филолог (с позиции проявления интереса к различным областям знаний);
- журналист, менеджер, ученый, актер и др. ( с точки зрения профессиональной ориентации).
Позицию учащегося в образовательном процессе следует рассматривать как уровень развития у него учебной мотивации и самосознания, которые создают определённый тип отношения к учению, окружающим и самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный самостоятельный поиск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.

Прочитать материал полностью
«

Хочется выразить огромную благодарность всем создателям мединара за полезную и интересную информацию. В ходе занятий узнал много полезных и увлекательных фактов, которые помогут мне в моей дальнейшей работе. Приятным бонус в конце мединара стало официальное свидетельство о прохождении курса.

Русаков Дмитрий Робертович
Средняя общеобразовательная школа № 227, г. Москва

«

Хочу выразить огромное спасибо образовательному порталу за мединар «Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения». Информация, которая изложена в нем очень актуальная в наше время и помогает нам педагогам справиться с многими проблемами во время учебного процесса.

Титов Роман
Школа № 5 в г. Кировск, Мурманская область

Оставьте ваш отзыв о медианаре