Поделитесь с коллегами
?
Если Вам понравилися матерал — поделитесь со своими коллегами в социальных сетях
Поделитесь с коллегами

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

165 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Алгоритмизация в обучении как средство оптимизации образовательного процесса

Доступные к загрузке файлы

1. Файл Презентация к медианару .pptx

2. Файл material_doc .docx

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

165 ₽ 495 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Новое
Certificate
Методические аспекты использования ИКТ в процессе организации и проведения занятий и воспитательных мероприятий
Информационные технологии как средство организации учебного занятия
Другое Учебная деятельность до 1 часа
Новое Популярное
Certificate
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе
Эффективный урок-это занятие в комфортной, располагающей к обучению атмосфере.
Воспитательная работа Методическое обеспечение Основное общее образование Учебная деятельность
Все медианары

Прочитайте содержание

Алгоритмизация в обучении как средство оптимизации образовательного процесса

Отличительной особенностью современного этапа развития общества является активное внедрение средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Общество все более приобретает черты информационного. В этой связи очень важно так организовать систему обучения подрастающего поколения к вступлению в такое общество, чтобы молодые люди умели использовать современные средства новых информационных технологий, знали и понимали принципы их работы. Активное использование в практике обучения информационных технологий способствует решению этой задачи и требует наличия у обучающегося комплекса знаний и навыков, позволяющих структурировать обнаруженные признаки явления и выстраивать (выбирать), отображать в соответствии с выделенной структурой алгоритм, находить единый общий метод решения серии однородных задач.

По степени владения указанными знаниями и навыками определяется алгоритмическая грамотность человека. Алгоритмическая грамотность формируется в процессе мыслительной деятельности фактически в течение всей жизни человека.
К базовым компонентам алгоритмической грамотности относятся:
1)    Логический компонент – логические приемы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, абстрагирование и др.), логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание). 
2)    Алгоритмические знания и умения:
⎯    умение выделить существенные признаки; 
⎯    умение строить (выявлять) логическую структуру признаков;
⎯    знание принципов создания алгоритма и его свойств; 
⎯    знание основных типов алгоритмов;
⎯    умение строить алгоритм; 
⎯    проверять его правильность, умение графически отобразить алгоритм; 
⎯    умение преобразовывать алгоритм; 
⎯    умение действовать по алгоритму; 
⎯    умение строить или выбирать рациональный алгоритм; 
3)    Гносеологический компонент, представленный приемами и способами познавательной деятельности.
Алгоритмические приемы мышления дают человеку единый общий метод решения целой серии однородных задач. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению, глубокому пониманию и усвоению правил. Алгоритмизация в обучении дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию учебной информации.
Алгоритм – точное общепонятное предписание о выполнении в определенной (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу).
Важнейшими предпосылками для создания алгоритма являются следующие закономерности:
1)    признаки любого явления имеют определенную логическую структуру, и существует определенное конечное число этих структур;
2)    структура алгоритма зависит от структуры признаков распознаваемого явления и однозначно определяется этой структурой.
Ланда Л. Н. писал, что «обучив некоторому алгоритму решения задач, мы даем человеку не только средство управления теми объектами, которые он будет преобразовывать с помощью алгоритма, но и средство управления самим собой, своим мышлением и практическими действиями». 
Говоря о роли алгоритма в обучении, выделяют следующие аспекты: 
⎯    осознание практических и умственных операций, посредством которых осуществляется человеческая деятельность, и целенаправленное и произвольное управление этими процессами;
⎯    систематизация операций и знаний;
⎯    проникновение в структуры предметов и явлений внешнего мира, а также мыслительных процессов, познание значения общих методов мышления, умение их выявлять, анализировать, синтезировать и применять;
⎯    воспитание привычки задумываться над рациональностью различных способов действий и выбирать из них наиболее рациональные.
Идеи моделирования и алгоритмизации умственной деятельности все более проникают в образовательную практику. Использование алгоритмов в обучении ставит перед педагогами определенные требования: определить смысл понятия алгоритма с точки зрения педагогики и психологии, область применения алгоритмов, область задач, решаемых с помощью алгоритмов. 
На целесообразность обучения алгоритмам влияют: 
1)    сложность алгоритма; 
2)    количество задач, которые должны решаться посредством алгоритма;
3)    степень вреда, который принесёт нерешение или ошибочное решение задачи в случае незнания алгоритма; 
4)    если общие затраты времени на обучение алгоритмам и последующее решение задач по алгоритмам меньше общих затрат времени на «неалгоритмическое» обучение и последующее решение задач без знания алгоритма.
Задачу формирования алгоритмической грамотности школьников решают прежде всего такие предметы, как математика и философия, дающие основополагающие понятия в области логики и алгоритмизации. Однако возможно работать над формированием алгоритмических знаний и умений и в преподавании других учебных предметов, где использование алгоритмов носит прикладной характер. Например, в русском языке заложены богатейшие возможности для развития алгоритмической грамотности. Ведь уже само только слово является важнейшим орудием формирования понятийного мышления, способом его материализации и выражения. 
Исторически слово возникло как абстракция, замещающая предмет знаком. Таким образом, язык можно представить как систему кодов, необходимую для общения людей и выделяющую человека из всего природного мира. «Эта система кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального» сознания» (Лурия А. Р.).
Целенаправленная работа по формированию алгоритмической грамотности способна разрешить некоторые трудности, возникающие при усвоении предметов гуманитарного цикла. Использование структурно-логических схем, алгоритмов изучаемой темы, моделей в преподавании учебных предметов облегчают восприятие материала, позволяют систематизировать знания, повышают эффективность подготовки к практическим занятиям. Обучение алгоритмам предполагает формирование ряда важных качеств самостоятельного и творческого мышления.
Алгоритмический метод
Целью школьного образования является развитие у обучающихся обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа. 
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что алгоритмы – необходимое средство интенсификации процесса обучения. Работа по ним позволяет в несколько раз сократить время на изучение тех явлений, ознакомление с которыми при помощи традиционных методов требует значительных его затрат. Алгоритмизация в учебном процессе не является панацеей, она применяется лишь в тех разделах и темах, где ее использование приводит к значительному сокращению времени на усвоение учебного материала, позволяет эффективно систематизировать знания и, как следствие, оптимизирует процесс обучения.
В методической литературе под алгоритмизацией обучения понимают как алгоритмизацию деятельности учителя, составление и использование алгоритмов обучения, так и алгоритмизацию деятельности обучающихся, то есть не что иное, как обучение алгоритмам. Иногда алгоритмизацию, понимаемую во втором смысле, называют также алгоритмическим подходом к обучению.
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Один из способов заключается в предоставлении обучающимся готовых алгоритмов для заучивания и последующей работы по ним. Другой способ предполагает такую организацию учебного процесса, при которой алгоритмы открываются обучающимися самостоятельно, в ходе решения задач различного характера. Второй способ наиболее ценный в дидактическом отношении, но требует больших затрат времени.
Признаками метода являются:
⎯    осуществление устного инструктирования обучающихся;
⎯    демонстрация обучающимся образца действия и алгоритма для его выполнения;
⎯    деятельность обучающихся происходит по определенному образцу, но при этом допускается возможность создания ситуаций, в которых алгоритмы разрабатывают сами школьники.
Алгоритмический метод – система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий. 
К основным функциям алгоритмического метода относятся:
⎯    развитие у обучающихся навыков работы по определенным правилам и предписаниям;
⎯    формирование умений по самостоятельной разработке алгоритмов деятельности;
⎯    организация и проведение лабораторных и практических работ в строгом соответствии с инструкцией.
В своей работе учитель, использующий алгоритмический метод, ориентируется на следующие правила:
⎯    проведение подробного инструктажа обучающихся перед выполнением ими какой-либо работы;
⎯    демонстрация образца практического выполнения задания;
⎯    обучающиеся при выполнении задания пользуются единым алгоритмом (он может быть разработан как учителем, так и самими обучающимися);
⎯    контроль и выставление оценки осуществляется по ходу и по результатам деятельности.
Благодаря использованию данного метода, обучающиеся учатся работать по определенным алгоритмам, происходит формирование индивидуальных способностей усвоения новых знаний и овладения умениями. 
Вид инструктажа, который проводится перед началом деятельности обучающихся, определяется, исходя из уровня их подготовки, и может быть:
⎯    кратким;
⎯    обобщенным;
⎯    детальным.
Его проведение возможно как в устной форме, так и с применением письменных предписаний, что предполагает создание различных карточек и использование технических средств обучения.
Существует два способа обучения алгоритмам:
1)    сообщение готовых алгоритмов; 
2)    подведение обучающихся к самостоятельному открытию необходимых алгоритмов. 
      Последнее является вариантом эвристического метода обучения и реализуется через три этапа изучения учебного материала:
1.    Выявление отдельных шагов алгоритма.
2.    Формулировка алгоритма.
3.    Применение алгоритма.
Постоянное использование в работе алгоритмов должно ориентировать обучающихся не на простое запоминание определенного плана или последовательности действий, а на понимание и осознание этой последовательности, необходимости каждого ее шага. 
Алгоритмический подход – это обучение обучающихся какому-либо общему методу решения посредством алгоритма, выражающего этот метод.
Формирование алгоритмической культуры обучающихся строится через ознакомление со следующими понятиями: 
1)    об алгоритме и его свойствах;
2)    о языковых средствах записи алгоритмов (развернутая форма, табличная форма, блок-схема);
3)    об алгоритмических процессах (линейном, разветвляющемся, циклическом).
Составление алгоритмов в процессе изучения учебных предметов активизирует умственную деятельность школьников и развивает их личностные качества. В процессе преподавания учебных предметов необходимо использовать методы, формирующие алгоритмическую культуру обучающихся. К таким методам относятся: выполнение заданий по алгоритму, выработка последовательности действий с обоснованием, составление и апробация алгоритмов, конструирование алгоритмов и др. При систематической работе с алгоритмами у обучающихся вырабатываются навыки алгоритмической культуры.
Грамотно сконструированный, оснащенный алгоритмами личностно ориентированный урок позволяет выработать в процессе обучения индивидуальный подход к каждому, а также развивает обучающегося как активную личность, способную добывать и применять знания как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.
Использование алгоритмов в школьной практике существенно повышает уровень владения обучающимися понятийным аппаратом, способствует автоматизации базовых навыков, формирует общую учебную культуру школьников и служит основой для дальнейшего творческого развития.

Прочитать материал полностью
«

Бесплатные мединары для учителей с выдачей свидетельства стали для меня удивительным открытием, так как удивили своим новшеством и оригинальностью. Вся информация структурирована и отличается легкостью в восприятии и непременно пригодится мне в процессе ежедневной деятельности.

Горбунов Тимофей Геннадьевич
Нижний Новгород, прогимназия № 421

«

Хочу выразить огромное спасибо образовательному порталу за мединар «Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения». Информация, которая изложена в нем очень актуальная в наше время и помогает нам педагогам справиться с многими проблемами во время учебного процесса.

Титов Роман
Школа № 5 в г. Кировск, Мурманская область

Оставьте ваш отзыв о медианаре