ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Отличительной особенностью современного этапа развития общества является активное внедрение средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Общество все более приобретает черты информационного. В этой связи очень важно так организовать систему обучения подрастающего поколения к вступлению в такое общество, чтобы молодые люди умели использовать современные средства новых информационных технологий, знали и понимали принципы их работы. Активное использование в практике обучения информационных технологий способствует решению этой задачи и требует наличия у обучающегося комплекса знаний и навыков, позволяющих структурировать обнаруженные признаки явления и выстраивать (выбирать), отображать в соответствии с выделенной структурой алгоритм, находить единый общий метод решения серии однородных задач.
По степени владения указанными знаниями и навыками определяется алгоритмическая грамотность человека. Алгоритмическая грамотность формируется в процессе мыслительной деятельности фактически в течение всей жизни человека.
К базовым компонентам алгоритмической грамотности относятся:
1) Логический компонент – логические приемы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, абстрагирование и др.), логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание).
2) Алгоритмические знания и умения:
⎯ умение выделить существенные признаки;
⎯ умение строить (выявлять) логическую структуру признаков;
⎯ знание принципов создания алгоритма и его свойств;
⎯ знание основных типов алгоритмов;
⎯ умение строить алгоритм;
⎯ проверять его правильность, умение графически отобразить алгоритм;
⎯ умение преобразовывать алгоритм;
⎯ умение действовать по алгоритму;
⎯ умение строить или выбирать рациональный алгоритм;
3) Гносеологический компонент, представленный приемами и способами познавательной деятельности.
Алгоритмические приемы мышления дают человеку единый общий метод решения целой серии однородных задач. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению, глубокому пониманию и усвоению правил. Алгоритмизация в обучении дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию учебной информации.
Алгоритм – точное общепонятное предписание о выполнении в определенной (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу).
Важнейшими предпосылками для создания алгоритма являются следующие закономерности:
1) признаки любого явления имеют определенную логическую структуру, и существует определенное конечное число этих структур;
2) структура алгоритма зависит от структуры признаков распознаваемого явления и однозначно определяется этой структурой.
Ланда Л. Н. писал, что «обучив некоторому алгоритму решения задач, мы даем человеку не только средство управления теми объектами, которые он будет преобразовывать с помощью алгоритма, но и средство управления самим собой, своим мышлением и практическими действиями».
Говоря о роли алгоритма в обучении, выделяют следующие аспекты:
⎯ осознание практических и умственных операций, посредством которых осуществляется человеческая деятельность, и целенаправленное и произвольное управление этими процессами;
⎯ систематизация операций и знаний;
⎯ проникновение в структуры предметов и явлений внешнего мира, а также мыслительных процессов, познание значения общих методов мышления, умение их выявлять, анализировать, синтезировать и применять;
⎯ воспитание привычки задумываться над рациональностью различных способов действий и выбирать из них наиболее рациональные.
Идеи моделирования и алгоритмизации умственной деятельности все более проникают в образовательную практику. Использование алгоритмов в обучении ставит перед педагогами определенные требования: определить смысл понятия алгоритма с точки зрения педагогики и психологии, область применения алгоритмов, область задач, решаемых с помощью алгоритмов.
На целесообразность обучения алгоритмам влияют:
1) сложность алгоритма;
2) количество задач, которые должны решаться посредством алгоритма;
3) степень вреда, который принесёт нерешение или ошибочное решение задачи в случае незнания алгоритма;
4) если общие затраты времени на обучение алгоритмам и последующее решение задач по алгоритмам меньше общих затрат времени на «неалгоритмическое» обучение и последующее решение задач без знания алгоритма.
Задачу формирования алгоритмической грамотности школьников решают прежде всего такие предметы, как математика и философия, дающие основополагающие понятия в области логики и алгоритмизации. Однако возможно работать над формированием алгоритмических знаний и умений и в преподавании других учебных предметов, где использование алгоритмов носит прикладной характер. Например, в русском языке заложены богатейшие возможности для развития алгоритмической грамотности. Ведь уже само только слово является важнейшим орудием формирования понятийного мышления, способом его материализации и выражения.
Исторически слово возникло как абстракция, замещающая предмет знаком. Таким образом, язык можно представить как систему кодов, необходимую для общения людей и выделяющую человека из всего природного мира. «Эта система кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального» сознания» (Лурия А. Р.).
Целенаправленная работа по формированию алгоритмической грамотности способна разрешить некоторые трудности, возникающие при усвоении предметов гуманитарного цикла. Использование структурно-логических схем, алгоритмов изучаемой темы, моделей в преподавании учебных предметов облегчают восприятие материала, позволяют систематизировать знания, повышают эффективность подготовки к практическим занятиям. Обучение алгоритмам предполагает формирование ряда важных качеств самостоятельного и творческого мышления.
Алгоритмический метод
Целью школьного образования является развитие у обучающихся обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что алгоритмы – необходимое средство интенсификации процесса обучения. Работа по ним позволяет в несколько раз сократить время на изучение тех явлений, ознакомление с которыми при помощи традиционных методов требует значительных его затрат. Алгоритмизация в учебном процессе не является панацеей, она применяется лишь в тех разделах и темах, где ее использование приводит к значительному сокращению времени на усвоение учебного материала, позволяет эффективно систематизировать знания и, как следствие, оптимизирует процесс обучения.
В методической литературе под алгоритмизацией обучения понимают как алгоритмизацию деятельности учителя, составление и использование алгоритмов обучения, так и алгоритмизацию деятельности обучающихся, то есть не что иное, как обучение алгоритмам. Иногда алгоритмизацию, понимаемую во втором смысле, называют также алгоритмическим подходом к обучению.
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Один из способов заключается в предоставлении обучающимся готовых алгоритмов для заучивания и последующей работы по ним. Другой способ предполагает такую организацию учебного процесса, при которой алгоритмы открываются обучающимися самостоятельно, в ходе решения задач различного характера. Второй способ наиболее ценный в дидактическом отношении, но требует больших затрат времени.
Признаками метода являются:
⎯ осуществление устного инструктирования обучающихся;
⎯ демонстрация обучающимся образца действия и алгоритма для его выполнения;
⎯ деятельность обучающихся происходит по определенному образцу, но при этом допускается возможность создания ситуаций, в которых алгоритмы разрабатывают сами школьники.
Алгоритмический метод – система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.
К основным функциям алгоритмического метода относятся:
⎯ развитие у обучающихся навыков работы по определенным правилам и предписаниям;
⎯ формирование умений по самостоятельной разработке алгоритмов деятельности;
⎯ организация и проведение лабораторных и практических работ в строгом соответствии с инструкцией.
В своей работе учитель, использующий алгоритмический метод, ориентируется на следующие правила:
⎯ проведение подробного инструктажа обучающихся перед выполнением ими какой-либо работы;
⎯ демонстрация образца практического выполнения задания;
⎯ обучающиеся при выполнении задания пользуются единым алгоритмом (он может быть разработан как учителем, так и самими обучающимися);
⎯ контроль и выставление оценки осуществляется по ходу и по результатам деятельности.
Благодаря использованию данного метода, обучающиеся учатся работать по определенным алгоритмам, происходит формирование индивидуальных способностей усвоения новых знаний и овладения умениями.
Вид инструктажа, который проводится перед началом деятельности обучающихся, определяется, исходя из уровня их подготовки, и может быть:
⎯ кратким;
⎯ обобщенным;
⎯ детальным.
Его проведение возможно как в устной форме, так и с применением письменных предписаний, что предполагает создание различных карточек и использование технических средств обучения.
Существует два способа обучения алгоритмам:
1) сообщение готовых алгоритмов;
2) подведение обучающихся к самостоятельному открытию необходимых алгоритмов.
Последнее является вариантом эвристического метода обучения и реализуется через три этапа изучения учебного материала:
1. Выявление отдельных шагов алгоритма.
2. Формулировка алгоритма.
3. Применение алгоритма.
Постоянное использование в работе алгоритмов должно ориентировать обучающихся не на простое запоминание определенного плана или последовательности действий, а на понимание и осознание этой последовательности, необходимости каждого ее шага.
Алгоритмический подход – это обучение обучающихся какому-либо общему методу решения посредством алгоритма, выражающего этот метод.
Формирование алгоритмической культуры обучающихся строится через ознакомление со следующими понятиями:
1) об алгоритме и его свойствах;
2) о языковых средствах записи алгоритмов (развернутая форма, табличная форма, блок-схема);
3) об алгоритмических процессах (линейном, разветвляющемся, циклическом).
Составление алгоритмов в процессе изучения учебных предметов активизирует умственную деятельность школьников и развивает их личностные качества. В процессе преподавания учебных предметов необходимо использовать методы, формирующие алгоритмическую культуру обучающихся. К таким методам относятся: выполнение заданий по алгоритму, выработка последовательности действий с обоснованием, составление и апробация алгоритмов, конструирование алгоритмов и др. При систематической работе с алгоритмами у обучающихся вырабатываются навыки алгоритмической культуры.
Грамотно сконструированный, оснащенный алгоритмами личностно ориентированный урок позволяет выработать в процессе обучения индивидуальный подход к каждому, а также развивает обучающегося как активную личность, способную добывать и применять знания как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.
Использование алгоритмов в школьной практике существенно повышает уровень владения обучающимися понятийным аппаратом, способствует автоматизации базовых навыков, формирует общую учебную культуру школьников и служит основой для дальнейшего творческого развития.