ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Роль и место фотографии в учебном процессе
Функции, закономерности и механизмы использования фотографии
в обучении и воспитании
Хорошая фотография, как хорошая собака: немая, но красноречивая.
Эжен Атже, французский фотохудожник
Веками человек пытался запечатлеть то, что его окружало. Именно это желание привело к развитию таких видов искусства, как скульптура и живопись. Фотография стала венцом развития статичного изображения. Она передает мгновения, которые в максимальной степени соответствуют реальности. Это свойство позволяет использовать фотографию как визуальный источник на уроках и классных часах. Задача педагога при организации работы с таким видом наглядности − создать условия, где бы позиция обучающихся была максимально активной. В этом случае анализ фотографии не сводится к пассивному созерцанию, а предполагает ее детальное исследование с учетом таких моментов, как сюжетные составляющие, композиционная структура, эмоциональное наполнение и т.п. Грамотно проведенный анализ позволит наладить эффективную коммуникацию и достичь поставленных педагогом целей и задач. Необходимо отметить, что фотография по сравнению с другими визуальными источниками, помимо большей достоверности, обладает еще одним важным преимуществом – она, как форма выражения, знакома и понятна детям, поскольку каждый из них имеет опыт фотографирования.
История появления фотографии
Одним из основателей фотографии по праву считают французского изобретателя Жозефа Ньепса. Ему в п.п. XIX в. в результате определенных манипуляций с металлической пластиной удалось получить одну из первых в мире фотографий, или гелиогравюру (как ее называл Ньепс). На появление этого чуда ушло около восьми часов, но если учесть что на создание той же самой картинки традиционным методом (холст, краски, кисти) уходило как минимум несколько дней − эффект экономии времени был достигнут.
В России история фотографии начинается с 1839 года. Член Академии Наук России И. Гамель в Великобритании познакомился с методом калотипии. Первые фотографии, которые до сих пор хранятся в Академии Наук, были сделаны именно этим способом. Дальнейшее развитие фотографии связано с развитием исследований в этой области и, соответственно, фотооборудования.
На данный момент фотография применяется практически везде: наука, медицина, искусство. Огромно ее значение в повседневной жизни человека: для многих фото не только способ заработка, но и определенная зависимость.
Функции фотографии
Первоначально основное значение фотографии заключалось в сохранение памяти о ком-то или о чем-то. Именно поэтому в к. XIX -нач. ХХ вв. были так популярны фотографии умерших родственников. Для многих людей это была единственная возможность сохранить изображение своих близких, поскольку написание портрета было не всем по карману.
В 20-30-е гг. ХХ в. фотография приобретает дополнительные функции и начинает презентовать себя как весьма перспективный и молодой вид искусства. Появление предметов искусства, как правило, обусловлено желанием удовлетворить высшие потребности человека. Для художника (автора) – это возможность выразить себя, свои мысли, чувства, обратившись ко всему миру. Мир получает возможность ощутить внутренние переживания художника или пережить собственный чувственный катарсис, инсайт, получив тем самым ценный социальный и эмоциональный опыт.
Использование фотографии в рамках учебного процесса не является исключением. В первую очередь, речь идет о визуальном источнике, задача которого трансляция определенной информации либо передача эмоций и чувств. Учитывая, что процессы обучения и воспитания связаны между собой − на уроках, классных часах, воспитательных мероприятиях, фотография вполне может выполнять обе задачи, сочетая в себе обе функции.
Классификация фотографий
Общепринятой классификации фотографий не существует. В зависимости от подхода к подаче изображения, назначения, авторства и способа создания − фотографии можно охарактеризовать следующим образом:
Классифицируя фотографию в этом случае, педагог и обучающие будут использовать следующие характеристики: фотография-портрет; фотография-событие; фотография-явление; фотографии-понятие.
Анализ фотографии как визуального источника
При подготовке к анализу, учитель должен осознавать, какой вид фотографии будет рассмотрен учащимися и какой вид наглядности она представляет. Например, фотография-портрет политика, писателя, исследователя и т.д. является еще и изобразительной наглядностью. Поэтому помимо внешнего описания, педагог может предложить обучающимся рассмотреть особенности черт лица персонажа, познакомив их таким образом с основами физиогномики. Соответственно, документальное фото требует оперирования хронологическими рамками, географическими названиями, знаниями, которые касаются политической, экономической ситуации и т.п.
Общий анализ фотографии (при условии, что она является источником информации) может заключаться в исследовании следующих моментов:
1. Контекст – типичные области общественной жизни, в которые люди входят и выходят в течение своего повседневного функционирования, а также в течение своей жизни. Общественные контексты: дом, работа, потребление, путешествие, болезнь и смерть, образование (воспитание), религия, политика, наука, искусство, отдых, спорт, война, природные катастрофы.
2. Люди − индивидуальные характеристики (пол, возраст, раса), телесные характеристики (рост, телосложение, фигура), социокультурные характеристики (одежда, прическа), характеристики невербальной коммуникации (положение тела, осанка, поза, выражение лица, мимика, жесты), определенные символы (символы общественного статуса и престижа – костюм, галстук, часы, медали, ордена), характеристика личной гигиены (чистота, опрятность, небрежность), общая характеристика внешнего вида (грязный внешний вид, состояние алкогольного опьянения).
3. Действия (визуально не раскрывают внутренние мотивы поведения) Рутинное (обычное нормальное поведение для данной ситуации), типичное (аналогичное для многих личностей), девиантное (отклоняющееся от стандартного поведения большинства), ритуальное (повторяющееся в соответствии с определенной последовательностью), церемониальное (необычное из-за своей торжественности, помпезности).
4. Социальное взаимодействие, интеракция, взаимно сориентированные действия по крайней мере двух человек. Примером анализа может быть дистанция, зрительный контакт и т.п.
5. Социальные группы, коллективные действия. Формальные показатели (численность, возраст, гендерные характеристики), вид и форма (малые группы, микрогруппы, большие группы – масса, публика, толпа, первичные и вторичные группы и т.д.), пространственная структура группы (строй, очередь), структура иерархии неравенства, «содержательная» характеристика действия группы (цель и характер действий), изменяющийся ритм коллективной активности (например, интенсивность уличного движения), типичность или нетипичность коллективного поведения в определенных ситуациях (уличная манифестация, церковная служба, рок-концерт и т.д.)
6. Культура (орудия труда, предметы домашнего хозяйства, оформление домов и т.д.)
7. Окружение (природный ландшафт, погодные условия, созданная человеком цивилизация, инфраструктура (поселение, транспорт, производственная среда, места потребления и др.).
Рассмотрим пример фрагмента анализа фотографии «Выступление В.И. Ленина перед солдатами…» (фото сделано 5 мая 1920 г.)
Начать его нужно с актуализации знаний учащихся о событиях Октября 1917 г., последствиях прихода к власти большевиков (социальные программы, Гражданская война и т.д.). Лишь после этого обращаемся к визуальному источнику.
Вопросы, которые предлагает учитель, могут быть следующими:
- Что делает человек за трибуной?
- Как на его выступление реагируют люди?
- Как выглядит выступающий?
- Как выглядит трибуна? Сколько времени понадобилось на то, чтобы ее собрать?
- Кто наблюдает? Сколько человек находится на помосте? Как выглядят наблюдающие?
- Насколько трудно выступающему, как реагирует толпа?
- Кто он по отношению к толпе?
- Где происходит выступление?
- Боится ли чего-либо человек за трибуной?
- Мероприятие − это праздник или митинг-призыв? К чему?
- Кто находится рядом с В.И. Лениным?
В качестве рефлексии, обучающиеся предлагают варианты названий фотографии. Если класс недостаточно сильный, возможна ситуация выбора из готовых с последующей аргументацией. Варианты могут быть такими: а) Ленин в Петрограде перед работниками и работницами; б) Ленин требует заключения мира с Германией; в) Ленин агитирует рабочих к захвату Зимнего дворца; г) Ленин выступает с программой дальнейшего развития России; д) Ленин призывает к защите и готовности ввязаться в бой с интервентами.
Если цель использования фотографии – эмоциональная коммуникация, работа с наглядностью может быть организована с помощью приема «визуальная встреча». Суть приема заключается в построении предположений обучающимися только на основании того, что они видят на фотографии. Как правило, прием используется до знакомства с учебным материалом. Примеры утверждений к фотографии «Выступление В.И. Ленина перед солдатами…» могут звучать так:
– Я вижу … (толпу, мужчину, вечер и т.д.)
– Я спрашиваю себя … (Что происходит? К чему призывает мужчина? С какими намерениями собрались люди? и т.д.)
– Я надеюсь… (Ничего страшного не произойдет. На положительные изменения.)
– Я слышу… (гул толпы, крики и т.д.)
– Я чувствую … (страх, ужас, восхищение т.д.)
Дальнейшая работа с материалом учебника позволит проверить насколько предположения обучающихся были верны.
Не следует на уроках бояться оценки фотографии с точки зрения композиции, стилистики, ритмической организации, отсутствия или наличия смыслового сообщения, тональности и эмоционального послания. Большое количество школьников увлекаются этим видом искусства, поэтому смогут выразить свое мнение по этому вопросу.
История в фото
Особое значение для воспитания подрастающего поколения имеет работа с семейными фотографиями. Их изучение колоссально не только с точки зрения сохранения преемственности поколений, но и осознания ребенком собственного «я».
Предлагаем организовать работу с фотографиями в виде мини-проекта «История в фото». Подготовка и реализация проекта включает в себя ряд этапов.
Задача обучающихся на первом этапе − отобрать те семейные фото, которые связаны с определенной историей. Это может быть история создания фотографии (в момент окончания школы, победы на соревнованиях и т.д.) или история людей, изображенных на фотографии (портрет бабушки, пережившей репрессии, или деда, участника двух мировых войн и т.п.).
Следующий этап предполагает описание истории. Нужно отметить, что он является одним из самых сложных: очевидцев событий становится все меньше, часто даже родители школьников не владеют полной информацией о своей семье. Такая ситуация позволяет понять обучающимся проблему исчезновения памяти о прошлом, потере ее и, соответственно, формирует совершенно другое отношение к ней. Многие школьники с удивлением понимают, что на данный момент в своей семье они являются единственными носителями этой памяти.
Последний этап предполагает презентацию истории и фотографии, которая может быть организована на школьном или классном празднике. Форма проведения – экскурсия. Для старшеклассников можно предложить голосование по номинациям: «Лучшее фото», «Самая интересная история», «Лучшая презентация» и т.п. Задача педагогов при проведении данного мероприятия заключается не только в отборе оптимального количества презентаций, но и обеспечении соответствующего поведения школьников.
Фотография или живопись?
Иногда педагог, имея аналогичные источники, представленные в виде фотографии или работы художника, начинает сомневаться по поводу того, что эффективнее будет выглядеть на уроке.
Выбор в данной ситуации будет обусловлен целями, задачами урока, формой проведения, подготовкой учащихся, содержанием учебного материала. Но при этом, необходимо помнить, что фотография воспринимается как источник, который обладает большей достоверностью, чем картина. Не секрет, что часто художники приукрашали действительность, особенно портреты монархов или женщин, в то время, как фотография позволяет запечатлеть конкретный объект в конкретный момент. Правда, эксперты, сравнивая и то, и другое, часто проводят аналогию: музыка, созданная композитором – картина, а звуки машин, деревьев, людей, ветра, записанные на пленку, – фотография. Хотя достаточно часто можно услышать мнение о картине – «как фотография» и о фотографии – «как картина».
Таким образом, использование фотографии как визуального источника на уроках или внеурочной деятельности способствует достижению образовательных и воспитательных задач при условии грамотной и методически выверенной работе с ними. Фотография в данной ситуации является изобразительной или предметной наглядностью, которая по сравнению с другими визуальными источниками обладает большей достоверностью.
Список литературы: