ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Похожие медианары
Прочитайте содержание
Вопросы формирования информационной культуры педагога
Формирование информационной культуры педагога в процессе профессиональной деятельности
Информационная культура – понятие, которое часто встречается в специализированной педагогической литературе. Чаще всего оно используется в отношении обучающихся. Для них информационная культура или медиакультура предполагает основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Без этих знаний и умений принципиально невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, она является залогом информационной безопасности.
Информационная культура педагога чаще рассматривается как готовность и умение использовать ИКТ на занятиях. Тем не менее, данное понятие следует рассматривать гораздо шире. С одной стороны, учитывая, что основная функция учителя — обучение и воспитание, важным в условиях постоянного наращивания объемов информации является умение отбирать, структурировать и адаптировать информацию. Кроме того, специфика педагогической деятельности предполагает выступления на педсоветах, обобщение опыта, написание статей и т.п., что также требует определенной подготовки с точки зрения умения работать с информацией, преобразовывать ее и презентовать.
Понятие «информационная культура»
Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в США в 1977 г., при этом информационно грамотным человеком была названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать. Сегодня, в связи с развитием, прежде всего, компьютерных технологий, переходом на стадию информационного развития общества можно говорить о том, что информационная грамотность стала основой для информационной культуры, которая, как понятие, имеет множество формулировок. Все определения можно разделить на две большие группы: в отношении общества в целом и по отношению к индивиду. В первом случае информационная культура рассматривается как:
Некоторые специалисты считают, что информационная культура отлично характеризует уровни развития определенного общества, конкретной нации или народности, а также специфических сфер деятельности таких, как, например, культура, искусство, быт или труд.
В отношении индивида термин «информационная культура» трактуется как:
Доктор психологических наук Л.А. Кандыбович выделяет информационную культуру организации, которая определяет качество информационного обмена в ней и включает в себя ряд компонентов: информационные компетенции, высокая чувствительность к объекту своей деятельности, культуру коммуникации.
Специалисты отмечают, что информационная культура на уровне общества проявилась в пяти информационных революциях:
Современная информационная культура соединяет в себе все свои предшествующие формы. Она выступает в качестве предмета, результата и средства социальной активности, хорошо отражает характер и уровень человеческой практической деятельности. Признаками того, что человек овладел информационной культурой, является следующее:
Информационная культура не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы с компьютером или иными техническими средствами. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых знаний.
Информационная культура педагога
Значительный рост объема информационных ресурсов, увеличение потока учебной литературы, появление аудио-, видео-, электронных носителей, обновление содержания и методов образования путем гуманитаризации обучения и интеграции знаний предусматривает наличие у педагогов специальных, дополнительных знаний и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и переработки информации, использования рациональных приемов работы с текстом, а также владения методами передачи названных знаний и умений учащимся.
Сегодня эффективно действующим оказывается учитель, реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики, обладающий высоким уровнем информационной культуры.
Информационное поведение педагога определяет желание удовлетворять определенные информационные потребности, которые отображают необходимость получать информацию, соответствующую характеру выполняемых действий или работы.
Информационные потребности педагога
1. Педагог не только пользователь, но и генератор информации, его деятельность позволяет не только передать определенный объем знаний, но и организовать когнитивную деятельность учащихся в информационной среде.
2. Постоянное увеличение объема информации требует от педагога умения аккумулировать необходимые знания в области смежных дисциплин с целью преподавания интегрированных курсов и создания новых образовательных программ.
3. Поиск, создание и использование комплексной информации, которая дополняет официальные учебные издания.
4. Овладение инновационным опытом коллег, реализация основных положений педагогики сотрудничества с учениками требуют активного взаимодействия с информационной средой школьного образования.
5. Повышение значимости профессиональной коммуникации учителя, включая непосредственное и телекоммуникационное межличностное общение.
Несмотря на то, что образовательный стандарт рассматривает в качестве одного из критериев качества образования информационную культуру, тем не менее, государственной концепции формирования ее, в том числе и в отношении педагога, пока не существует. В целом исследования в данной области позволяют рассматривать информационную культуру как элемент общей культуры человечества, основой которого являются знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.
Информационная культура педагога, как систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей, является многоуровневой, развивающейся во времени системой. Модель информационной культуры педагога предполагает полифункциональность ее структуры и включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
- когнитивно-операциональный (общие представления о современном базовом знании в области информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области педагога);
- инструментально-деятельностный (компетентность в области методологии, организации разнообразных видов информационной деятельности);
- коммуникативный (компетентность педагога в гибком и конструктивном ведении диалога «человек-человек», «человек-компьютер», «человек компьютер-человек»), представление об этике, такте и толерантности в компьютерной коммуникации;
- мировоззренческий (выработка у педагога собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком, а также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников).
Сегодня процесс формирования информационной культуры педагога является предметом исследования педагогов, психологов, дидактов, методистов, которые отмечают не только актуальность данной проблемы, но и пытаются найти пути ее решения. Это возможно либо в период обучения будущего педагога, либо уже в процессе его трудовой деятельности. Первый вариант является более предпочтительным, но как уже отмечалось, здесь важно соблюдать принципы систематичности и непрерывности. Поэтому даже педагоги со стажем работают над совершенствованием информационной культуры. В рамках образовательного учреждения это возможно посредством участия в педагогических советах, заседаниях методических объединений, а также собственной профессиональной деятельности: подготовка к занятиям, внеурочным мероприятиям; олимпиады; проектная и исследовательская работа и др.
Вне рамок учебного заведения совершенствование информационной культуры педагога возможно через курсы повышения квалификации. Реализация задачи по формированию информационной компетентности в данном случае позволит создать условия для формирования и развития способностей на разных уровнях соединять необходимые базовые профессионально значимые информационные элементы (знания, умения, навыки) в единое целое для достижения высокого уровня профессионализма действий в зависимости от цели, контекста, ситуации, функции и т.д.
Практикой становится внедрение в курсы спецкурсов по основам информационной культуры. Темы, рассмотренные в рамках курса, могут быть следующими:
- Информационные ресурсы и информационная культура общества;
- Основные типы информационно-поисковых задач и пути их решения;
- Методы аналитико-синтетической переработки информации;
- Новые информационные технологии в образовании;
- Технология подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности учителя;
- Технология информационного поиска;
- Рациональные приемы интеллектуальной работы с текстами;
- Принципы и приемы построения научных текстов и др.
Совершенствование информационной культуры учителя в процессе повышения его квалификации происходит при условии осознания педагогами ценностей информационного общества в целом и индивидуальных информационных потребностей во взаимодействии таких ее составляющих, как информационные потребности — информационная среда — информационное поведение.
В эпоху информационного общества перед образованием поставлена задача создания единого информационного образовательного пространства. По такому же принципу в рамках страны могла бы быть спроектирована и единая педагогическая информационная среда, которая позволила бы сделать получение педагогической информации максимально доступным и открытым. В настоящее время эта проблема решается педагогами посредством создания групп в социальных сетях, собственных сайтов, блогов. Создание единой педагогической информационной среды позволит:
- организовать площадку для общения и дискуссии;
- поделиться своим жизненным и профессиональным опытом;
- поддержать друг друга;
- быстро обменяться информацией;
- выразить себя;
- найти друзей или партнеров и т.д.
Ускоренный рост информации породил целый ряд проблем для системы образования. Одна из них касается отбора, структурирования и презентации учебного знания, ответственность за решение которой чаще всего ложится на плечи педагога. В зависимости от того насколько педагог владеет технологией информационного поиска, методами аналитико-синтетической переработки информации, рациональными приемами работы с большими объемами информации зависит эффективность усвоения материала обучающимися. Не имея представления об информационной культуре, педагог не сможет сформировать ее у своих учеников.
Совершенствование информационной культуры педагога осуществляется в процессе его профессиональной деятельности: непосредственно обучение и воспитание, участие в педсоветах и методических объединениях. Кроме того, важную роль в формировании профессиональной компетентности учителя в этой сфере играет курсовая подготовка.
Источники: