ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 599 ₽
Заказать свидетельство

Основные принципы и подходы к антикоррупционному образованию в современной школе

Доступные к загрузке файлы

1. Файл Презентация к медианару .pptx

2. Файл material_doc .docx

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

149 ₽ 599 ₽
Заказать свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

Посмотрите или скачайте презентацию

Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Похожие медианары

Новое Хит
Certificate
Формирование самостоятельности обучающихся как ключевого элемента учебной деятельности
Расскажем все о повышении мотивации
Методическое обеспечение Основное общее образование Педагогические технологии
Популярное Хит
Certificate
Формирование социальной активности и гражданской позиции обучающихся в условиях реализации ФГОС
Становление социальной активности и гражданской позиции
Воспитательная работа Начальное общее образование Основное общее образование Психологическое сопровождение Среднее общее образование
Популярное Хит
Certificate
Формирование социальных ролей и социальной компетенции обучающихся
Молодежь в современном обществе
Основное общее образование Педагогические технологии Психологическое сопровождение Среднее общее образование
Все медианары

Прочитайте содержание

Основные принципы и подходы к антикоррупционному образованию в современной школе

Одной из приоритетных государственных задач в настоящее время является формирование у подрастающего поколения антикоррупционного мировоззрения. Это связано с тем, что коррупция выступает в роли существенного барьера на пути развития современного общества, поэтому борьба с ней ведется по различным направлениям: совершенствование законодательства, работа правоохранительных органов и судебной системы, проведение мероприятий, направленных на формирование у граждан нетерпимости к любым формам проявления коррупции.

Основные принципы и подходы к антикоррупционному образованию в современной школе

Одной из приоритетных государственных задач в настоящее время является формирование у подрастающего поколения антикоррупционного мировоззрения. Это связано с тем, что коррупция выступает в роли существенного барьера на пути развития современного общества, поэтому борьба с ней ведется по различным направлениям: совершенствование законодательства, работа правоохранительных органов и судебной системы, проведение мероприятий, направленных на формирование у граждан нетерпимости к любым формам проявления коррупции.

Для учреждений образования разработаны специальные программы антикоррупционного воспитания, в которых предусматриваются организация и проведение различных мероприятий. Основная их цель – формирование и развитие антикоррупционного мировоззрения у обучающихся. Крайне важным моментом является учет базовых принципов антикоррупционного образования, которые заключаются в преемственности, обеспечении системного подхода, комплексности, интегрированности, партнерстве и превентивности. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и использовать компетентностный подход, который позволяет развить у детей критическое восприятие действительности и способствует формированию чувства ответственности за совершаемые действия.

В рамках школьного курса первостепенное внимание обращается на правовое поведение граждан, а также основные ценности гражданского общества. В этой связи основными направлениями антикоррупционного образования считаются:

  • формирование основ правовой культуры;
  • преодоление правового нигилизма;
  • достижение понимания у обучающихся того, что коррупция является противозаконным деянием.

При реализации данного подхода в качестве цели антикоррупционного обучения можно считать формирование антикоррупционного мировоззрения, а также устойчивых навыков антикоррупционного поведения и прочных нравственных основ личности.

Организация борьбы с коррупцией посредством системы образования дополнительно способствует формированию у обучающихся навыков и знаний, которые они смогут использовать для:

  • эффективного противодействия коррупции;
  • развития собственных знаний о своих правах и обязанностях в рамках борьбы с коррупцией.

Наиболее эффективными методами воспитания антикоррупционного мировоззрения считаются:

  • введение в школе факультативных дисциплин, имеющих антикоррупционную направленность;
  • организация систематических встреч с сотрудниками правоохранительных органов, которые непосредственно занимаются антикоррупционной деятельностью;
  • активная и постоянная антикоррупционная агитация.

Реализация антикоррупционного образования в рамках образовательного учреждения может быть как формальной, то есть проводиться непосредственно в ходе урока, так и неформальной, что предполагает проведение различных мероприятий в рамках внеурочной деятельности школьников. В то же время предпочтение стоит отдавать урочным формам деятельности на предметном и метапредметном уровнях.

Оптимальная дисциплина для организации антикоррупционного образования – обществознание. Конечно, для гармоничной интеграции антикоррупционного воспитания в общеобразовательные курсы необходима разработка тематического контекста. Так, проблема коррупции должна изучаться при одновременном рассмотрении вопросов о порядке назначения на государственные должности, а также правовых и этических требований, которые предъявляются к госслужащим.

В этой связи целесообразно проблемы антикоррупционного воспитания вынести в отдельный модуль, например, разработать элективный курс «Основы правоведения», «Право и политика», «Экономика и право» или курсы по антикоррупционной тематике, («Антикоррупционная и правовая культура учащихся»). При этом проблемы коррупции можно обсуждать и при изучении других тем, которые так или иначе касаются данного вопроса. К примеру, в содержание уроков могут включаться следующие вопросы:

  • история возникновения коррупции, причины ее распространения и способы проявления;
  • негативные последствия коррупции в социально-экономической, политико-правовой, духовно-нравственных и других сферах жизни общества;
  • нормативно-правовое и законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности.

Реализация метапредметного уровня осуществляется посредством развития антикоррупционного мировоззрения на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры. При этом как на предметном, так и на метапредметном уровнях повышенное внимание следует уделять формированию компетенций, которые необходимы для правосообразного поведения. К таковым компетенциям относятся:

  • умение отличать коррупцию от других видов преступлений и распознавать ее как социальное явление;
  • критический подход к анализу и оценке материалов, которые касаются вопросов коррупции;
  • поиск и реализация различных возможностей по снижению уровня коррупции в различных сферах жизни российского общества.

Особое значение придается и формированию мотивации к антикоррупционному поведению, которое должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества. Для этого необходимо все элементы антикоррупционного образования рассматривать в их связи с системой практических занятий, различных социальных акций, моделируемых ситуаций и проектно-исследовательской деятельности. Для того чтобы обеспечить деятельностный характер антикоррупционного образования, необходимо применять активные и интерактивные методы, а также групповые формы занятий.

Вопросы по антикоррупционной борьбе, которые включаются в содержание уроков по обществознанию, необходимо рассматривать в контексте происходящих в обществе изменений. В качестве примеров тем для предмета «Обществознания» можно привести следующие:

  1. «Человек как творец и творение культуры»:
  • Антикоррупционное мировоззрение.
  • Коррупционность – мировоззренческая характеристика общества и личности.
  • Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
  • Гражданин и коррупция.
  1. «Общество как сложная динамическая система»:
  • Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции.
  • Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
  • Глобализация как процесс создания новой системы мира.
  • Место России в мире XXI в.
  1. «Экономика и экономическая наука»:
  •  Коррупция – «рыночный ответ» на слабость государства.
  • Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
  • Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
  • Экономический аспект коррупции.
  • Коррупция как стимул «тенизации» экономики.
  1. «Социальные отношения»:
  • Молодежь и коррупция.
  • Статус государственного служащего.
  • Коррупция как разновидность девиантного поведения, как нарушение ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов.
  1. «Политика как общественное явление»:
  • Политические цели и средства их достижения.
  • Коррупция как способ борьбы за власть, как способ существования власти.
  • Коррупция и избирательный процесс.
  • Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ.
  • Роль гражданского общества в противодействии коррупции.
  • СМИ и коррупция.
  1. «Человек в системе общественных отношений»:
  • Особенности процесса социализации в современных условиях (конкуренция агентов социализации).
  • Содержание антикоррупционного образования.
  • Стандарты антикоррупционного поведения.
  • Выбор и ответственность.
  1. «Правовое регулирование общественных отношений»:
  • Система антикоррупционных законов в Российской Федерации.
  • Понятие коррупционного правонарушения.
  • Особенности антикоррупционного законодательства в других странах.
  • Международно-правовые основы борьбы с коррупцией.

На первом этапе курса, который изучается в 5-7 классах, рассматриваются актуальные для растущей личности вопросы, с которыми подросток может столкнуться. На этом этапе у детей формируются элементарные научные представления об обществе, Родине, социальном окружении. Целесообразно данные вопросы раскрывать посредством противопоставления добра и зла, справедливости и несправедливости. При этом в качестве основы содержания выступают моральные и правовые нормы, что позволяет сформировать условия для единства процесса обучения и воспитания.

В 5 классе содержание курса имеет пропедевтический характер, который напрямую связан с проблемами социализации детей в возрасте 11-12 лет. На данном этапе требуется обеспечить преемственность с курсом «Окружающий мир», который проходят обучающиеся начальной школы. Началом курса является тема «Человек», в рамках которой изучаются ключевые социальные свойства человека.

Далее программа постепенно погружает обучающегося в круг социальных институтов, где самым близким для него являются «Семья» и «Школа». Постепенно осуществляется переход к темам «Труд» и «Родина», при этом последняя является наиболее значимой для общества.

В 6 классе дети возвращаются к уже изученным темам, однако этот процесс происходит уже на более высоком уровне, так как круг знаний о человеке уже значительно расширяется. Изучение темы «Человек в социальном измерении» дает уже более развернутое представление о личности и ее различных социальных качествах, а также о человеческой деятельности, в том числе познавательной.

Следующая тема «Нравственные основы жизни» также посвящена проблеме качеств, которые свойственны человеку, а последующая тема «Человек среди людей» уже позволяет раскрывать вопросы взаимоотношений с другими людьми.

В 7 классе, когда обучающимся исполняется по 14 лет, они проходят важный этап своего социального взросления, ведь именно в этом возрасте они получают паспорт гражданина Российской Федерации. Одновременно с этим наступает уголовная ответственность за определенные преступления и расширяются права в экономических отношениях. Изучаемый в этот период курс включает в себя две темы, помогающие процессу социализации.

Одна из них – «Регулирование поведения людей в обществе», которая представляет собой цикл уроков, направленных на формирование первоначальных и упорядоченных знаний о влиянии и роли социальных норм в жизни всего общества и отдельного человека.

Вторая тема имеет название «Человек в экономических отношениях», и в ней рассказывается о различных проявлениях экономической жизни общества – обмен, производство, потребление. При этом повышенное внимание уделяется производству, ведь оно является основой экономики и выполняет важнейшую роль в обществе: создает материальные блага для удовлетворения различных потребностей людей (этот вопрос изучается в теме «Человек и природа»).

Отдельный урок в обязательном порядке посвящается вопросу о выполнении воинского долга.

В 8 классе для изучения предлагаются следующие темы:

  • «Личность и общество», которая посвящена проблемам современного общества и общественных отношений;
  • «Сфера духовной жизни». Она касается вопросов морали и осознания себя как нравственной личности;
  • «Экономика». Обучающиеся более глубоко изучают, что такое обмен, производство, потребление, а также рассматривают разнообразные проявления экономической жизни (собственность, экономическая система, ограниченность ресурсов, рынок).

В 9 классе завершается процесс изучения основных сфер жизни общества. Для этого рассматривается тема «Политика», которая предоставляет детям возможность получить представления о власти, устройстве государства, его роли в жизни общества, а также об участии граждан в управлении делами общества.

Наибольшее количество часов в 9 классе отводится заключительной теме «Право», так как она предполагает изучение вопросов теории права и различных отраслей права. Особое место в данной теме посвящено элементам конституционного права, в том числе рассматриваются основы:

  • государственного устройства Российской Федерации;
  • конституционного строя Российской Федерации;
  • федеративного устройства.

Изучается и механизм реализации и защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

При построении процесса антикоррупционного образования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому в 5-7 классах осуществляется формирование культуры организации правил и их соблюдения. При этом необходимо, чтобы к окончанию 7 класса большинство обучающихся уже обладали практическими навыками при взаимодействии друг с другом на основе изученных правил.

В 8-9 классах уже требуется, чтобы обучающиеся осознанно принимали действующие правила для решения различных жизненных ситуаций. Данная задача является весьма сложной, так как обучающимся необходимо продемонстрировать эффективность деятельности и жизни при условии соблюдения норм и правил.

Для этого применяется система практикумов по овладению навыками решения проблем без элементов коррупции. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Желательно, чтобы во время таких практикумов разбирались реальные жизненные ситуации. Такой подход позволяет осознать, что любую проблему можно решить различными способами. Именно таким образом и формируется антикоррупционное мировоззрение, благодаря которому удается осознанно отказаться от коррупционного поведения.

В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов решения жизненных проблем. Одной из проблем становится проблема взаимодействия с представителями власти. В ходе реализации этой задачи системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В рамках обществознания можно предложить ряд тем: «Молодёжь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Проявление коррупции в системе образования», «Наука. Образование. Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ», «Общественное сознание. Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции».

Таким образом, с учетом возрастных особенностей обучающихся, темы,

направленные на развитие антикоррупционного мировоззрения, включаются в поурочно-тематическое планирование курса «Обществознание».

 

 

Список литературы

    1. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении [Текст]: метод. рекомендации. – СПб.: издательство СПбАППО, 2010.
    2. Антикоррупционное воспитание в школе [Электронный ресурс] : метод. пособие для общеобразовательных и высших учебных заведений // www.stt.lt/documents.
    3. Ахметова Н.А. Проблема типологизации коррупции [Текст] / Н. А. Ахметова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2011. – №2. – С. 28-34.
    4. Балезина И.В., Никонов М.В. Коррупция в студенческой среде [Текст] / И. В. Балезина, М. В. Никонов // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2013. – №5. – С. 174-180.
    5. Бачурин Д.Г. Современная коррупция в Российской Федерации [Текст] / Д. Г. Бачурин // Вестник Тюменского государственного университета. – 2010. – №2. – С. 20-25.
    6. Даукаев И.М. Современные представления о сущности коррупции [Текст] / И. М. Даукаев // Евразийская адвокатура. – 2013. – №2(3). – С. 87-89.
    7. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания [Текст]: метод. пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
    8. Рукина И.М. Влияние коррупции на состояние экономики государства [Текст] / И.М. Рукина // Проблемный анализ и государственноуправленческое проектирование. – 2009. – №6. – С. 43-48.
    9. Синюкова Т.Н. Понятие и подходы к содержанию коррупции [Текст]/ Т. Н. Синюкова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2015. – №1(29). – С. 333-337.
    10. Шевелевич А.А. Международно-правовые основы противодействия коррупции [Текст] / А. А. Шевелевич // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2007. – №3. – С. 87-89.

 

Прочитать материал полностью
«

Ваши мединары очень помогают загруженному учителю. Информация краткая, излагается доступным языком на научном уровне. Спасибо.

Лариса

«

Проходила мединар по Формированию коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения и получила массу приятных впечатлений, узнала много интересной и полезной информации для моей дальнейшей деятельности. Как и было обещано учредителями, по окончанию мединара получила официальное свидетельство. Спасибо большое!

Марина Жукова

Оставьте ваш отзыв о медианаре